Вопрос
3867:
26 т.
Какой
духовный уровень поэтов прошлых столетий ?
Кто-то же тогда давал
рецензии на их труды ? И что за мерка, шкала была у критиков ?
Ответ:
Иные
определяли по той школе, к какой сами принадлежали; иные по
патриотизму, а
иные по туманности в стихах. Ни разу не встретил ни у кого, чтобы
определяли
Священным Писанием, водительством Духа Божия. Ни одного во всей России!
Да вы
сами прочтите хотя бы вот эти отрывки из нескольких на выбор биографий
и уже
ничего вам доказывать не нужно будет.
Веневитинов.
Дмитрий Владимирович прожил короткую, стремительную
жизнь. Для воспитания будущего поэта были приглашены лучшие учителя,
раскрывшие
перед ним ясный, гармоничный, величественный мир
античности и тайны
древних языков. Знал Веневитинов и современные европейские языки:
французский,
немецкий, английский, итальянский. Молодому поэту неважно, когда жили
«настоящие» Платон и Анаксагор и могли ли они
обмениваться суждениями. Главное,
что оба они любили мудрость больше всех земных наслаждений. Сам
Веневитинов не
знал бедности, не был обойдён славой, но жизнь внесла в эти его строки
очень
личный и непоправимо трагический подтекст.
При
въезде в Петербург поэт, и без того не
отличавшийся здоровьем, был по недоразумению арестован, допрошен и
день-два
продержан на сырой гауптвахте. В дальнейшем он, при всей увлеченности
новой
службой в Азиатском департаменте, страдал от гнилого северного климата.
Зимой
1827 года он простудился; болезнь остановить не удалось, и вскоре врач
предупредил собравшихся в квартире больного друзей, что жить
Веневитинову
осталось несколько часов. Сообщить ему страшную весть выпало А. С.
Хомякову.
Хомяков подошёл к умирающему и надел ему на палец перстень, подаренный
Волконской, который поэт поклялся надеть или в день свадьбы, или в день
смерти...
Из жизни ушёл двадцатидвухлетний юноша, прекрасный собою, подававший
надежды,
заявивший о себе на разных поприщах.
Вяземский
Пётр Андреевич жил долго, видел много, всех знал и во
всём участвовал. К тому же он без малого семьдесят лет, с 1813 по 1877
год, вёл
записные книжки. Часть их он потом сам и опубликовал. А вообще они
заняли в его
собрании сочинений, вышедшем в 80-х годах прошлого века, три тома. Все
отпущенные ему почти девяносто лет Пётр Андреевич жил не то чтобы в
оппозиции,
но ни к кому не присоединяясь. Его воспоминания и ныне читаются как
крамола.
Взяли, например, наши войска мятежную Варшаву. Жуковский
и Пушкин,
оба Вяземским обожаемые, воспели это событие в стихах, а Петр Андреевич
возмутился: «Нас выгнали из Варшавы за то, что мы не умели
владеть ею... не
умели заставить поляков полюбить нашу власть. При первой войне, при
первом
движении в России Польша восстанет на нас». С Польшей, как
известно, именно так
все и вышло. И с Чечней сегодня - по тому же сценарию. Вяземский
считал, что после
всего, что произошло между нами и поляками, исправить дело можно было,
дав
Польше свободу.
Глинка
Фёдор Николаевич, завершив обучение в 1-м кадетском
корпусе, он принимал участие в войнах с Наполеоном, сражался под
Аустерлицем,
участвовал в Бородинской битве 1812 года, в заграничных походах русской
армии;
окончил войну в чине полковника и был награждён золотым оружием за
храбрость.
Глинка боролся за освобождение родины и как воин, и как поэт. В 1816
году
Глинка вступил в одну из первых декабристских организаций -
«Союз спасения»,
программа которого предусматривала введение конституционной монархии и
уничтожение крепостного права мирным путем, исключающим насильственное
свержение правящей династии. Глинка умер в 1880 году глубоким стариком.
Грибоедов
Александр
Сергеевич, как он сам
писал: «Не могу в эту минуту оторваться от побрякушек
авторского самолюбия...
Надеюсь, жду, урезываю, меняю дело на вздор, так что во многих местах
моей
драматической картины яркие краски совсем пополовели, сержусь и
восстановляю
стёртое, так что, кажется, работе конца не будет: Грому,
шуму, восхищению,
любопытству конца нет...»
Григорьев
Аполлон. В этой типично романтической взаимной
подмене жизни и поэзии, в этом упорстве требовать от жизни, чтобы она
чему-то
соответствовала,- главный парадокс и главная трагедия всей жизни
Григорьева.
«Считаю, что безответственность - одна из черт русского
народного характера XIX
века, взращенного веками крепостного рабства: раб, как известно, лишен
нравственного выбора, потому лишен и ответственности за свои
поступки».
Давыдов
Денис.
Давыдов, как все дети, с младенчества своего оказал страсть к
маршированию,
метанию ружьем и проч. Страсть эта получила высшее направление в 1793
году от
нечаянного внимания к нему графа Александра Васильевича Суворова,
который при
осмотре Полтавского легкоконного полка, находившегося тогда под
начальством
родителя Давыдова, заметил резвого ребенка и, благословив его, сказал: «Ты
выиграешь три сражения!»
Маленький повеса бросил Псалтырь, замахал саблею,
выколол глаз дядьке, проткнул шлык няне и отрубил хвост борзой собаке,
думая
тем исполнить пророчество великого человека.
Розга
обратила его к миру и
к учению. Но как тогда учили! Натирали ребят наружным блеском, готовя
их для
удовольствий, а не для пользы общества: учили лепетать по-французски,
танцевать, рисовать и музыке; тому же учился и Давыдов до
тринадцатилетнего
возраста. Тут пора было подумать и о будущности: он сел на коня,
захлопал
арапником, полетел со стаею гончих собак по мхам и болотам и тем
заключил свое
воспитание.
Подав
первый мысль о выгоде
партизанского действия, он отправляется с партиею гусар и казаков
(130-ю
всадниками) в тыл неприятеля, в середину его обозов, команд и резервов;
он
действует против них сряду десять суток и, усиленный шестью стами новых
казаков, сражается несколько раз в окрестностях и под стенами Вязьмы.
После
Краонского сражения, в коем все генералы 2-й гусарской дивизии (что
ныне 3-ья)
были убиты или ранены, он управляет двое суток всею дивизиею, а потом
бригадою,
составленною из гусарских полков - того же Ахтырского и Белорусского, с
которыми он проходит чрез Париж. За отличие в сражении под Бриеном
(Ларотьер)
он производится в генерал-майоры. Тяжкий для России 1831 год, близкий
родственник 1812-му, снова вызывает Давыдова на поле брани. И какое
русское
сердце, чистое от заразы общемирного гражданства, не забилось сильнее
при
первом известии о восстании Польши? Низкопоклонная, невежественная
шляхта,
искони подстрекаемая и руководимая женщинами, господствующими над ее
мыслями и
делами, осмеливается требовать у России того, что сам Наполеон,
предводительствовавший всеми силами Европы, совестился явно требовать,
силился
исторгнуть и - не мог! Запрещенный товар - как запрещенный плод: цена
его
удваивается от запрещения. Кому известна ныне служба его во время войн
в
Пруссии, в Финляндии, в Турции, в Россчи, в Германии, во Франции, в
Грузии и в
Польше? Как бы то ни было, он обэскадронил все что мог из своей
сволочи, и
представляет команду эту на суд читателя.
Дельвиг
Антон
Антонович.
В истории русской литературы известен прежде всего как
лицейский товарищ, задушевный друг и литературный спутник Пушкина,
якобы
всецело находившийся под его влиянием. Он происходил по отцу из
старинного, но
сильно обедневшего рода прибалтийских баронов. К концу XVIII века семья
Дельвигов настолько обрусела, что сам поэт даже не знал немецкого
языка. Учился
он очень плохо, и его несколько нарочитая лень служила в кругу
лицеистов вечным
предметом добродушных шуток и дружеских эпиграмм. Но от активного
участия в общественно-политической
борьбе он уклонялся и остался в стороне от освободительного движения
декабристской эпохи. Он дружил и с Рылеевым,
и с Александром Бестужевым,
но гораздо ближе был ему, например, далёкий от политики Баратынский.
«Соловей мой, соловей...» (на музыку композитор.
Алябьевым). При всём своём
отчуждении от политических интересов Дельвигу всё же не удалось
избежать
столкновений с правительством. Враги «Литературной
газеты» без устали подавали
на её редактора доносы в цензуру и полицию.
Эти
события сильно подействовали на Дельвига и
даже, как полагали некоторые современники, сыграли роковую роль в его
безвременной и скоропостижной смерти, наступившей 14 января 1831 года.
Смерть
Дельвига была воспринята его многочисленными друзьями как очень тяжелая
утрата.
Особенно глубоко переживал ее Пушкин. «Никто на свете не был
мне ближе
Дельвига,- писал он под свежим впечатлением понесенной потери.- Изо
всех связей
детства он один оставался на виду - около него собиралась наша бедная
кучка.
Без него мы точно осиротели.
Державин.
Все состояние семьи Державиных заключалось в десятке
душ крепостных. Бедность помешала будущему поэту получить образование.
Лишь
шестнадцати лет от роду смог он поступить в казанскую гимназию, да и то
проучился там недолго. В 1762 году Гавриила Державина призвали на
военную
службу. Бедность сказалась и здесь: в отличие от большинства дворянских
недорослей он был вынужден начинать службу рядовым и только через
десять лет
получил офицерский чин. В те годы он уже был поэтом. Не правда ли,
странное
сочетание: рядовой царской армии и поэт? Но пребывание в солдатской, а
не в
офицерской среде позволило Державину проникнуться тем, что называется
духом
русского народа. Он был необычайно уважаем солдатами, задушевные беседы
с
выходцами из русских крестьян научили его восприятию народной нужды и
горя как
государственной проблемы. Слава пришла к Державину только в сорок лет,
после
появления оды «Фелица». Он был обласкан Екатериной
II - Фелицей - и вскоре
получил назначение на пост губернатора Олонецкой губ. Но чиновничья
карьера Д.,
несмотря на то, что он не был оставлен монаршей милостью и получил ещё
не одну
должность, не сложилась. Причиной тому были честность и прямота Д., его
действительное, а не традиционно-притворное радение о пользе Отечества.
Так,
например, Александр I назначил Д. министром юстиции, но затем отстранил
его от
дел, объяснив своё решение недопустимостью столь «ревностной
службы».
Дуров.
В 1847 году Дуров выходит в отставку, посещает
собрания у М.В.Петрашевского, тесно общается с Ф.М. и М.М.Достоевскими,
А.Н.Плещеевым,
А.И.Пальмом, с которыми его объединяют литературные и политические
интересы. В
1849 году вместе с другими петрашевцами Дуров арестован и заключён в
Петропавловскую крепость, его приговаривают к смертной казни,
заменённой
четырьмя годами каторги. Вместе с Достоевским Дуров отправлен в Омский
острог. Через
четыре года его перевели
рядовым в линейный батальон в Петропавловске, а затем —
писцом в Омск. В 1857
году Дурову было разрешено вернуться из Сибири. Годы каторги сильно
подорвали
его здоровье.
Жемчужников
Алексей Мих. Мать - Ольга Алексев., в девичестве
Перовская, принадлежала к известному роду Разумовских-Перовскнх,
который дал и
крупных политических деятелей, и писателей. Ольга Алексеевна умерла 33
лет от
роду, оставив шестерых детей, старшему - Алексею - было 12 лет.
обострённое
чувство справедливости и неприятие казёнщины были унаследованы
сыновьями от
Михаила Николаевича Жемчужникова. Брат Лев (впоследствии известный
художник и
автор великолепных мемуаров) в 1848 году грозился перейти на сторону
революционных венгров, если его пошлют усмирять их, и всеми правдами и
неправдами по выходе из кадетского корпуса добился увольнения от
военной
службы. Уйти в то время, когда карьера шла в руки, по разумению людей
«умеренных и аккуратных», было не только глупо, но
и дерзко. «На своем веку, -
писал позднее Жемчужников, - я подмечал не раз, как индифферентность
вкрадывается в человека большею частью под личиною
«благоразумия и практичности
в воззрениях на жизнь», а потом, мало-помалу, превращается в
нравственную
гангрену, разрушающую одно за другим все лучшие свойства не только
сердца, но и
ума». «Служить бы рад, прислуживаться
тошно» - эта гениальная реплика Чацкого
столь много говорит о коренной черте лучшей части русской дворянской
интеллигенции. . Чего стоит один Гавриил Степанович Батеньков, тридцать
лет
просидевший в одиночном заключении, человек, до глубокой старости
сохранивший
чистоту и ясность мысли, не растерявший свободолюбивых идеалов
молодости, поэт,
предвосхитивший искания поэзии XX века. Пример жизни этого человека,
пример
поведения в старческие годы безусловно повлиял на Жемчужникова. . Его
жена
Елизавета Дьякова происходила из семьи, связанной дружескими узами с Л.
Н.
Толстым, к которому поэт до конца дней своих испытывал глубокое
уважение,
первым точно определив его творческий гений.
Но не
минует Жемчужниковых и горечь утраты, умирает их маленький сын. За
границей Алексею Михайловичу будет суждено пережить болезнь и смерть
горячо
любимой жены (1875).
В
одном из писем великий
сатирик Салтыков-Щедрин писал из России своему собрату по перу:
«Всякая
возможность издавать журнал сколько-нибудь свежий исчезает в виду
неизреченного
холопства остальной прессы».
Жуковский
Василий Андреевич. Его отец, Афанасий Иванович Бунин,
помещик Тульской губернии, владелец с. Мишенского, мать - Сальха,
турчанка по
происхождению, взятая в плен русскими при штурме Бендер в 1770. Один из
лучших
учеников, Ж. закончил пансион с серебряной медалью в 1800.
Многомерность
художественного видения мира, зримая осязаемость поэтических образов,
богатство
звуковой гармонии стиха, изысканность его мелодического рисунка,
многообразие
ритмики - эти особенности поэтического дарования Ж., впервые
проявившиеся в
«Сельском кладбище».»На смерть
фельдмаршала графа Каменского», 1809,
развивающая идею неотвратимости судьбы, неизбежности возмездия за
содеянное;
поводом к ее написанию послужило убийство М. Ф. Каменского, жестокого к
крепостным и обесславившего себя в Прутском походе 1807). Вместе с тем
в жизни
поэта наступил один из самых драматических периодов: все его попытки
получить
руку Маши были разрушены твердым противостоянием ее верующей матери,
ссылавшейся на недопустимость брака в силу родства влюбленных. Любовная
драма
стала тяжёлым потрясением для Ж. Вынужденное замужество Маши, а затем и
ее
ранняя смерть в 1823 определяют трагизм мироощущения поэта. Ещё в 1815
Жуковский был приближен ко двору. В декабре 1816 ему назначен по
высочайшему
повелению (принимая во «внимание его труды и
дарования») пожизненный пенсион
(4000 р. в год). В 1817 он стал учителем русского языка великой
княгини,
будущей императрицы Александры Фёдоровны. С 1826 по 1841 - наставник
наследника, будущего императора Александра II. Почти 25 лет связи с
двором не
могли не отложить отпечатка на мировоззрение Жуковского, но душа его
осталась
чиста. Просветительская идея определяла всю его деятельность. С. П.
Трубецкой и
Тургенев предлагали ему ознакомиться с уставом Союза благоденствия и
рассчитывали на его участие в декабристском журнале. Но Жуковский не
принял это
предложение, хотя и разделял антикрепостническую программу декабристов.
Отношение поэта к восстанию декабристов было сложным, о чём
свидетельствует его
письмо к А. Тургеневу от 16 декабря 1825, где он осуждает мятежников.
По
мере знакомства с событиями и лицами, в них
участвовавшими, Жуковский, не принимая восстания как формы протеста,
ищет ему
оправдания в истории России. В мае 1826, тяжело заболев, с мрачными
мыслями о
смерти, свидетельством чего явилось завещание, поэт уехал за границу.
Участвовал в создании либретто оперы М. И. Глинки «Иван
Сусанин» (определив
исторический сюжет и написав слова для эпилога), а также
государственного гимна
«Боже, царя храни» (1-я строфа-перевод начала
английского гимна, 2-я и 3-я - А.
Пушкина, остальные - Жуковского; муз. А. Ф. Львова). В 1834
предотвратил
отставку Пушкина, уладив его конфликт с царём и Бенкендорфом. В ноябре
1836 Ж.
предотвратил дуэль Пушкина с Дантесом. Он пытается помочь Пушкину; но
27 января
1837 одним из первых узнаёт о дуэли и тяжёлом ранении Пушкина.
Жуковский делает
конспективные заметки, важные для понимания последних дней жизни поэта.
Его
письмо С. Л. Пушкину под названием «Последние минуты
Пушкина» и письмо к
Бенкендорфу о гибели поэта стали важнейшими общественными документами.
Они
воссоздают жизненную драму Пушкина и прямо называют Бенкендорфа и двор
гонителями поэта. После смерти Пушкина Жуковский много помогал его
семье и
содействовал изданию его сочинений. Суть романтизма Ж. - обоготворение
поэзии и
утверждение её святого назначения. 12 апреля 1852 Жуковский скончался.
К.Р.
Так подписывал свои произведения «августейший поэт»
Константин Константинович
Романов, внук Николая I, двоюродный дядя Николая II. Из псевдонима не
делалось
тайны: стихи предварялись портретами и статьями, а автор за свои
сочинения
удостоился звания почетного академика Императорской Академии наук
(которую сам
возглавлял на посту президента в течение 20 лет). Скромные инициалы
вместо
царской фамилии подчеркивали, что занятия поэзией - частное дело
государственного человека. Они удержались в вокальном репертуаре, так
как
музыку к ним писали Чайковский, Рахманинов, Глазунов, Глиэр. Популярной
песней
стало стихотворение «Умер бедняга в больнице
военной». Самое значительное
произведение К. Р. - мистерия «Царь Иудейский»
(1913) была запрещена к
постановке Синодом, не допустившим низведения евангельской истории
Страстей
Господних на театральные подмостки. По разрешению царя пьеса была
поставлена
любительским придворным театром, где автор исполнил одну из ролей.
...» Судьба
была до конца благосклонна к своему «баловню»: он
умер в 1915-м. А через три
года в Киеве в театре Корша освобожденному народу была показана драма
«Царь
Иудейский». В 1918-м вышел и кинофильм с тем же названием,
сразу же снятый с
экрана «как грубейшая макулатура» - на этот раз
запрет исходил от Наркомпроса.
Козлов
Иван Иванович до болезни своей жил в свете и был
увлекаем рассеянностью... Лишенный обеих ног, он начал учить
по-английски и в
несколько месяцев мог уже понимать Байрона и Шекспира. Потеряв зрение,
он
сделался поэтом... Для него открылся внутренний богатый мир в то время,
когда
исчез внешний. Московское детство в богатом доме отца, екатерининского
вельможи; мальчишеские развлечения с братьями, гувернеры-иностранцы,
военная
«карьера», характерная для недорослей его круга: в
пять лет сержант
лейб-гвардии Измайловского полка, в шестнадцать - прапорщик, в
восемнадцать -
подпоручик. Все это заочно, без прохождения службы. Затем отставка - в
девятнадцать
лет. Козлов становится чиновником при московском генерал-прокуроре.
Формально
обязанности статской службы не мешали вольному, праздничному течению
поры
юношеской «рассеянности». Козлов - завсегдатай
балов и салонов, блестящий
танцор, завидный жених. Но не эти достоинства отличали его от прочих.
Водоворот
светской жизни, куда вместились и «мятеж страстей»,
и «дерзкие упования», и
счастливое супружество, прерывается 1812 годом. Почувствовав настоящее
дело, К.
входит в Комитет для образования моск. военной силы, участвует в
подготовке
обороны Москвы. В дни московского пожара он лишается дома, имущества и
в 1813
году вместе с семьёй перебирается в Петербург, начинает службу в
департаменте
государственных имуществ министер. финансов. С сорокалетнего возраста
парализованный,
ослепший, К., однако, работает много и плодотворно.
Другая
заветная тема лирики Козлова
определяется его понятиями о человеческой воле, чести, благородстве.
Равно как
гражданская страстность и нравственная взыскательность, была доступна
Козлову и
лирика тончайших переживаний человека. Исповедальная искренность
романтической
лирики Козлова принесла ему широкую известность у читателей, нашла
отклик в
лучших сердцах эпохи. В доме Козлова бывали - не просто
сострадательными
гостями, а воодушевленными собеседниками - Пушкин, Жуковский, Грибоедов,
Рылеев,
Гнедич, Баратынский,
композиторы Глинка и Даргомыжский, а
также И. М. Муравьев-Апостол, Зинаида Волконская... Стихотворения
Козлова,
беседы с ним помогли творческому становлению Лермонтова.
Часто
навещавший поэта Адам Мицкевич посвятил ему поэму
«Фарис», в одической
тональности воспевающую противостояние человека природным стихиям. Всем
строем
своей лирики, всей своей судьбой - и личной и поэтической - Иван
Иванович
Козлов утверждал мысль о крепости человеческого духа, о красоте и
вечных тайнах
земного бытия.
Кольцов
Алексей Васильевич родился 3 октября (15 октября
н.с.) в Воронеже в семье мещанина, торговца скотом. Не имел возможности
получить сколько-нибудь серьезного образования. Девяти лет был отдан в
воронежское уездное училище, но вскоре отец взял его домой, чтобы тот
помогал
ему в торговых делах. С тех пор и до конца жизни поэт находился в
цепких руках
отца-«алтынника». Отец сурово подавлял стремление
сына к знанию, поэтому читать
ему приходилось тайком. В 16 лет, скрывая от всех, начал писать стихи,
подражая
поэтам, известным по книгам. В Воронеже нашёл поддержку своим
творческим
исканиям в дружбе с семинаристом А.Серебрянским, человеком образованным
и
разносторонне одаренным, вокруг которого образовался кружок молодежи,
увлекавшейся литературой. Беседы с ним оказали плодотворное воздействие
на
эстетическое развитие Кольцова.
В 1830 произошло знакомство со
Станкевичем, а через него - с Белинским, которые оказали решающее
влияние на
дальнейшую судьбу Кольцова. В 1836 поэт на длительное время по делам
отца
отлучался в Москву и Петербург. Подружившись с Белинским, он обычно
останавливался у него, в общении с ним учился понимать современную
жизнь,
литературу, поэзию и искать свой путь в творчестве. Последние годы
жизни
Кольцова были очень тяжёлыми. Он жил безвыездно в Воронеже, ухудшались
семейные
отношения. Поэт так и не смог вырваться из омута мещанской жизни. Силы
его были
подорваны чахоткой, которая длилась около года и свела Кольцова в
могилу 33 лет
от роду. 29 октября (10 ноября н.с.) 1842 он скончался.
Мф.7:16-21
– «По
плодам их узнаете их. Собирают ли с
терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе
приносит
и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево
доброе
приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое
дерево,
не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам
их
узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи!
Господи!», войдёт в Царство
Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».
Восторгом
святым
пламенея,
На всё, что
свершается в мире,
Порой
я взираю яснее, Я
мыслю свободней и шире.
Я
брат
на земле всем живущим И в жизнь отошедшим иную;
И,
полон мгновеньем
бегущим, Присутствие вечности чую.
Надзвёздные
слышны мне хоры, И стону людскому я внемлю, –
И
к небу возносятся взоры,
И падают слёзы на землю.
1857.
А.М.Жемчужников