Православный форум Игнатия Лапкина.
 Главная  Форум Игнатия Лапкина Кто такой Игнатий Лапкин  Контакты Ссылки Статьи  Баннеры


ответа по темам:

1. Бесы, колдовство
2. Библия
3. Богослужение
4. Болезнь
5. Грядущий суд
6. Вера
7. Взаимоотношения
8. Душа человека
9. Война, служба в армии
10. Государство, правители
11. Грех
12. Деньги
13. Дети, лагерь-стан
14. Евреи
15. Ереси, секты
16. Женщины
17. Жития
18. Интернет
19. Канонизация
20. Коммунизм
21. Крещение
22. Лапкин, книги
23. Литература, искусство
24. Молитва
25. Монашество
26. Мощи
27. Мусульманство
28. Обращение ко Христу
29. Община
30. Объединение
31. Патриархия
32. Пища, посты
33. Покаяние
34. Политика
35. Потеряевка
36. Праздники
37. Природа
38. Промысл Божий
39. Проповедь, благовестие
40. Работа
41. Разбор выступлений
42. Разное
43. Рождение
44. РПЦ
45. Русский язык
46. Священство
47. Семья
48. Смерть
49. Спорт
50. Старообрядчество
51. Суды
52. Христос, Бог
53. Царство небес, Рай
54. Царь
55. Церковь

Православный форум Игнатия Лапкина

Вопрос 3948

Вопрос 3948: 28 т. 

Если бы Вам пришлось быть близко знакомым лично с Высоцким, то смогли ли бы помочь ему избавиться от пьянства ? И такой талант был бы ещё долго на пользу людям.

Ответ: 

Как говорил Иоанн Златоуст: “Ни я, ни Бог тебе не помогут, если ты сам себе не поможешь”.

“С пьянством можно бороться по-разному. Один из способов борьбы – рассказать правду о трагической жизни человека, погибшего от пьянства. И особенно сильное впечатление этот рассказ производит, если этот человек – любимец всего народа.
Федор Раззаков, написавший большую (500-страничную) книгу «Владимир Высоцкий. По лезвию бритвы», вышедшую в прошлом году, главной её темой сделал пьянство поэта. Вернее, как он пишет в предисловии: «…собрав о Владимире Высоцком массу всевозможного устного и печатного материала, я старался понять: почему он так сильно пил, чего не хватало ему в жизни? Почему из молодого человека, когда-то принявшего в компании стакан вина, получился законченный алкоголик? «…никто не гибнет зря. Так лучше, чем от водки и от простуд…» Так пел Владимир Высоцкий за 14 лет до своей смерти. Он не желал себе гибели от водки, но всё равно пил, с каждым годом «уходя в пике» всё сильнее и сильнее». Ответ, на заданные в предисловии вопросы, можно свети к нескольким пунктам: причиной пьянства была отягощённая наследственность, раннее знакомство с зельем (с 13 лет), тяжёлая семейная обстановка в детстве (несложившиеся отношения с отчимом), социальная несправедливость, неудачи в личной жизни.  То есть ничего оригинального. Миллионы людей на земле живут с теми же проблемами, но не все из них становятся алкоголиками. Хотя многие и становятся. На наш взгляд гораздо ближе к полному ответу на вопрос о причинах пьянства Высоцкого подводят параллели, разбросанные по всей книге, – судьба Высоцкого ставится в ряд судеб других известных талантливейших русских, советских и зарубежных писателей, актёров, музыкантов: Сергей Есенин, Александр Твардовский, Александр Фадеев, Михаил Шолохов, Геннадий Шпаликов, Николай Рубцов, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Джон Ленон, Роберт Бернс… Страшный список страдавших от «весёлого убийцы» – алкоголя – можно было бы и продолжить.
Но всё-таки, сравнивая нашу отечественную и американскую литературу, Ф.Раззаков утешает читателя: «Вообще чуть ли не вся американская литература создана алкоголиками. Из шести американских писателей, нобелевских лауреатов по литературе, трое – С.Льюс, Ю.о’Нил, У.Фолкнер – в течение длительных периодов жизни были запойными пьяницами, алкоголиками. Двое из лауреатов – Э.Хемингуэй, Д.Стейнбек – тоже много пили».
Наши писатели – нобелевские лауреаты пьяницами не были. Но, повторимся, всё-таки многие русские писатели были и, по сей день являются сильно зависимыми от спиртного.
Такую же книгу, как о Высоцком, с подробными описаниями пьяных срывов и их последствий, увеличивавшейся год от года зависимости от алкогольной наркотизации можно было бы написать и о других наших писателях…

Самое распространенное сравнение – сравнение Высоцкого с Есениным. Справедливо написал один из критиков – «у каждого из них был свой чёрный человек». И, что очень важно, – это, кстати, отличает Высоцкого от многих «пьяных знаменитостей» и, грубо говоря, от «собутыльников», – он видел и знал о существовании этого «чёрного человека».

Во мне два Я – два полюса планеты,

Два разных человека, два врага…

И я борюсь, давлю в себе мерзавца, О, участь беспокойная моя! -
Боюсь ошибки, может оказаться, Что я давлю не то второе Я…
Искореню, похороню, зарою, -Очищусь, ничего не скрою я!
Мне чуждо это Я моё второе, Нет, это не моё второе Я!

Эта раздвоенность проявлялась постоянно, справиться с ней у Высоцкого не хватало сил. Показателен разговор Высоцкого с лечащим врачом – Михаилом Буяновым, который приводится в книге Ф.Раззакова: «Вы поёте о романтике, о силе воли, о товариществе – вот на деле и покажите себя. А то в песнях вы одно, а в жизни совсем другое». — Вы говорите не как врач. Врачи всегда соглашаются, а вы со мной спорите. — Видите ли, пьянство и наркомания – это не аппендицит или инфаркт, которые мало зависят от воли человека. Пьянство – следствие свободы выбора, человек совершенно сознательно приобщается к этому пороку и расстаётся с ним по собственной воле. Неслучайно наибольшую помощь подобной публике оказывают не медики, а священники. В психиатрии главное оружие врача – его личность. Если личность лекаря сильнее личности пьяницы, и лекарю удаётся отговорить от такого образа жизни, в котором стержнем является водка, то вовсе не важно, кто по профессии этот лекарь. Если человек не намерен избавиться от своего порока, никто не может сделать это помимо его воли».
- Так выходит, я не больной человек? - Вы больной, больной вытекает из вашего образа жизни, который вы выбрали. - Но ведь вся страна пьёт, а среди актеров половина – алкаши. - Не вся страна пьёт, кто-то и работает.
На это Высоцкий ничего не ответил, больше они не виделись». В биографии Ф.Раззакова рассказывается о том, что в жизни Высоцкого были периоды, когда он активно сопротивлялся своему «чёрному человеку», тогда он ненавидел пьянство вообще, и этот праведный гнев держал его вдали от «рюмки». И, надо сказать, в те периоды борьба была более результативной, чем тогда, когда он «подшивался». Во время принудительного лечения его стали посещать мысли о самоубийстве: Устал бороться с притяжением земли -
Лежу, – так дальше расстоянье до петли. И сердце дёргается словно не во мне, -Пора туда, где только «ни» и только «не».

Книга Ф.Раззакова – очень нужная для русских людей книга. Жизнь и судьба Высоцкого у нас всегда романтизировалась. Мы любили и любим его песни, и мы привыкли считать его «жертвой режима», привыкли думать и говорить: «Он не мог выдержать той лжи, которая царила вокруг, его не понимали, его травили, потому он и пил. Он в этом не виноват». И сами мы не замечаем, что из такого рассуждения можно сделать общезначимый вывод: когда не понимают, когда клевещут, когда времена трудные, не грешно и выпить, расслабиться, – иначе нервная система не справится с нагрузкой. Судьба Высоцкого, рассказанная Ф.Раззаковым, доказывает – чем больше уступаешь желанию расслабиться, тем страшнее становится зависимость от «чёрного человека». И даже сильный, с «бойцовским характером» пьяница не может сам справиться со своим страшным противником. Реалистический, а не романтический взгляд на поэзию и судьбу Высоцкого заставляет проводить черту между Божиим даром, которым он был наделён, и греховной жизнью, которая зачастую находила отражение и в песнях. Так что далеко не всё написанное Высоцким можно читать и петь без повреждения души, – имею в виду прежде всего его блатные и пьяные песни, тем более те, которые и записаны были на плёнку во время пьяного застолья. Читая биографию Высоцкого, невольно вспоминаешь слова старца Варсонофия и старца Нектария Оптинских о наших писателях: «У них на душе всегда кошки скребут. И без этого нельзя». «Можно приобрести славу всего мира, а душу свою потерять». Эти старцы, особенно часто напоминавшие своим духовным чадам о судьбах наших писателей, говорили, что гению спастись труднее всего, – у него больше искушений, чем у простого человека, на него больше воюет «чёрный человек». Спасти гения могут только глубокое покаяние (старцы всегда ставили в пример Достоевского) и молитва. Молился ли кто-нибудь за Высоцкого при жизни? Молился ли он сам? Каялся ли?
«Журналистское расследование» ведущего канала «Культура» Дмитрия Менделеева доказало, что Высоцкий был крещён. В его последних стихах немало покаянных нот, памяти о смерти (он знал, что он обречён) и о Боге. Как много значит, например, строчка: «Купола в России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь замечал…» В последних стихах ясно и чётко говорится о том, что поэта ждёт Небесный Судия, перед Которым в скором времени ему придётся предстать. Но нет у нас никаких свидетельств о том, что Высоцкий прибегал к церковным Таинствам, о том, что он хотя бы изредка заходил в храм. Хотя это могло быть тайной души и Бога… Не было в окружении Высоцкого верующих людей, были ли молитвенники – это вызывает больше всего сомнений. Со своим страшным врагом, который, в конце концов, стал его убийцей, Высоцкий постоянно оказывался наедине. О том, что его мучения достигли в конце жизни пределов человеческого терпения, говорится в одном из последних стихотворений, которое начинается со строки: «И снизу лёд, и сверху – маюсь между…»  Уже при жизни Высоцкий вкусил адские муки, он даже в песнях кричал об этом, он как бы предупреждал своей судьбой: «Люди! Не ходите по этим дорогам, они кончаются мучительной смертью ещё при жизни». Фотографии Высоцкого последних лет (одна из них на обложке книги Ф.Раззакова), последние видеозаписи заставляют внутренне содрогнуться: такой запредельный надрыв, мучение, отчаяние сквозит в этом взгляде. «Спасите наши души, мы гибнем от удушья!» Дошло ли это предупреждение, как и, например, предупреждение другого великого поэта, которого любил Высоцкий: «Не таюсь я перед вами, посмотрите на меня, Я стою среди пожарищ, обожжённый языками Преисподняго огня». (А.Блок) – до русских людей? По всейвидимости, нет. В книге Ф.Раззакова справедливо говорится о том, что переменить ситуацию с пьянством в России можно только на государственном уровне. «На Западе, где ко всему относятся практично, прекрасно понимают, какой колоссальный вред обществу наносит пьянство, вкладывают немалые деньги в антиалкогольную кампанию. Многие знаменитости Запада, переболевшие когда-то этой болезнью, теперь открыто пропагандируют трезвый образ жизни и призывают к этому и тех своих коллег, кто ещё не успел одуматься… В нашей больной стране пока этого нет». Доживём ли мы до тех времён, когда ситуация переменится – Бог весть. А об одной из жертв «последней войны», которая много десятилетий совершается на нашей земле, в том числе при помощи водки, наркотиков и курева – о Владимире Высоцком теперь есть кому помолиться. Слава Богу, есть теперь те, кто просит у Господа простить его «прегрешения вольная и невольная и нас помиловати и спасти». http://www.rusk.ru/st.php?idar=103361 Неем.1:9 – “[когда] же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Моё”. Ис.44:22 – “Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя”. Иоил.2:12 – “Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании”. Ам.4:9-11 – “Я поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала гусеница, - и при всём том вы не обратились ко Мне, говорит Господь”. Зах.1:3 – “обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф”.

 

Три паренька по переулку, Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку И забивали ею гол.

       Шёл мимо незнакомый дядя, Остановился и вздохнул

       И, на ребят почти не глядя,  К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито, Он долго пыль с неё сдувал

И вдруг спокойно и открыто При всех её поцеловал.

- Вы кто такой? – спросили дети, Забыв на время про футбол.

- Я пекарь! – человек ответил И с булкой медленно ушёл.

       И это слово пахло хлебом И той особой теплотой,

       Которой налиты под небом Моря пшеницы золотой.

                                                              С.Михалков
















 Главная  Форум Игнатия Лапкина Кто такой Игнатий Лапкин  Контакты Ссылки Статьи  Баннеры
Яндекс цитирования Маранафа: Библия, словарь, каталог сайтов, форум, чат и многое другое. ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - www.logoSlovo.RU сайт Игнатия Лапкина сайт Игнатия Лапкина