Вопрос
3948:
28 т.
Если
бы Вам пришлось быть близко знакомым лично с Высоцким,
то смогли ли
бы помочь ему избавиться от пьянства ? И такой талант был бы ещё долго
на пользу
людям.
Ответ:
Как
говорил Иоанн Златоуст: “Ни я, ни Бог тебе не помогут, если
ты сам себе не
поможешь”.
“С
пьянством можно бороться
по-разному. Один из способов борьбы – рассказать правду о
трагической жизни
человека, погибшего от пьянства. И особенно сильное впечатление этот
рассказ
производит, если этот человек – любимец всего народа.
Федор Раззаков, написавший большую (500-страничную) книгу
«Владимир Высоцкий.
По лезвию бритвы», вышедшую в прошлом году, главной её темой
сделал пьянство
поэта. Вернее, как он пишет в предисловии:
«…собрав о Владимире Высоцком массу
всевозможного устного и печатного материала, я старался понять: почему
он так
сильно пил, чего не хватало ему в жизни? Почему из молодого человека,
когда-то
принявшего в компании стакан вина, получился законченный алкоголик? «…никто
не гибнет зря. Так лучше, чем от водки и от
простуд…»
Так пел Владимир
Высоцкий за 14 лет до своей смерти. Он не желал себе гибели от водки,
но всё
равно пил, с каждым годом «уходя в пике» всё
сильнее и сильнее». Ответ, на
заданные в предисловии вопросы, можно свети к нескольким пунктам:
причиной пьянства
была отягощённая наследственность, раннее знакомство с зельем (с 13
лет),
тяжёлая семейная обстановка в детстве (несложившиеся отношения с
отчимом),
социальная несправедливость, неудачи в личной жизни.
То есть
ничего оригинального. Миллионы людей
на земле живут с теми же проблемами, но не все из них становятся
алкоголиками.
Хотя многие и становятся. На наш взгляд гораздо ближе к полному ответу
на
вопрос о причинах пьянства Высоцкого подводят параллели, разбросанные
по всей
книге, – судьба Высоцкого ставится в ряд судеб других
известных талантливейших
русских, советских и зарубежных писателей, актёров, музыкантов: Сергей
Есенин,
Александр Твардовский, Александр Фадеев, Михаил Шолохов, Геннадий
Шпаликов,
Николай Рубцов, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Джон Ленон, Роберт
Бернс…
Страшный список страдавших от «весёлого убийцы»
– алкоголя – можно было бы и
продолжить.
Но всё-таки, сравнивая нашу отечественную и американскую литературу,
Ф.Раззаков
утешает читателя: «Вообще чуть ли не вся американская
литература создана
алкоголиками. Из шести американских писателей, нобелевских лауреатов по
литературе, трое – С.Льюс, Ю.о’Нил, У.Фолкнер
– в течение длительных периодов
жизни были запойными пьяницами, алкоголиками. Двое из лауреатов
– Э.Хемингуэй,
Д.Стейнбек – тоже много пили».
Наши писатели – нобелевские лауреаты пьяницами не были. Но,
повторимся,
всё-таки многие русские писатели были и, по сей день являются сильно
зависимыми
от спиртного.
Такую же книгу, как о Высоцком, с подробными описаниями пьяных срывов и
их последствий,
увеличивавшейся год от года зависимости от алкогольной наркотизации
можно было
бы написать и о других наших писателях…
Самое
распространенное
сравнение – сравнение Высоцкого с Есениным. Справедливо
написал один из
критиков – «у каждого из них был свой чёрный
человек». И, что очень важно, –
это, кстати, отличает Высоцкого от многих «пьяных
знаменитостей» и, грубо
говоря, от «собутыльников», – он видел и
знал о существовании этого «чёрного
человека».
Во
мне два Я – два
полюса планеты,
Два
разных человека, два
врага…
И
я борюсь, давлю в себе
мерзавца, О, участь беспокойная моя! -
Боюсь ошибки, может оказаться, Что я давлю не то второе Я…
Искореню, похороню, зарою, -Очищусь, ничего не скрою я!
Мне чуждо это Я моё второе, Нет, это не моё второе Я!
Эта раздвоенность проявлялась постоянно, справиться с ней у Высоцкого
не
хватало сил. Показателен разговор Высоцкого с лечащим врачом
– Михаилом
Буяновым, который приводится в книге Ф.Раззакова:
«Вы поёте о романтике, о
силе воли, о товариществе – вот на деле и покажите себя. А то
в песнях вы одно,
а в жизни совсем другое». — Вы говорите не как
врач. Врачи всегда соглашаются,
а вы со мной спорите. — Видите ли, пьянство и наркомания
– это не аппендицит
или инфаркт, которые мало зависят от воли человека. Пьянство
– следствие
свободы выбора, человек совершенно сознательно приобщается к этому
пороку и
расстаётся с ним по собственной воле. Неслучайно наибольшую помощь
подобной
публике оказывают не медики, а священники. В психиатрии главное оружие
врача –
его личность. Если личность лекаря сильнее личности пьяницы, и лекарю
удаётся
отговорить от такого образа жизни, в котором стержнем является водка,
то вовсе
не важно, кто по профессии этот лекарь. Если человек не намерен
избавиться от
своего порока, никто не может сделать это помимо его воли».
- Так выходит, я не больной человек? - Вы больной, больной вытекает из
вашего
образа жизни, который вы выбрали. - Но ведь вся страна пьёт, а среди
актеров
половина – алкаши. - Не вся страна пьёт, кто-то и работает.
На это Высоцкий
ничего не ответил, больше они не виделись». В биографии
Ф.Раззакова
рассказывается о том, что в жизни Высоцкого были периоды, когда он
активно
сопротивлялся своему «чёрному человеку», тогда он
ненавидел пьянство вообще, и
этот праведный гнев держал его вдали от «рюмки». И,
надо сказать, в те периоды
борьба была более результативной, чем тогда, когда он
«подшивался». Во время
принудительного лечения его стали посещать мысли о самоубийстве: Устал
бороться с притяжением земли -
Лежу, – так дальше расстоянье до петли. И сердце дёргается
словно не во мне,
-Пора туда, где только «ни» и только
«не».
Книга Ф.Раззакова – очень нужная для русских людей книга.
Жизнь и судьба
Высоцкого у нас всегда романтизировалась. Мы любили и любим его песни,
и мы
привыкли считать его «жертвой режима», привыкли
думать и говорить: «Он не мог
выдержать той лжи, которая царила вокруг, его не понимали, его травили,
потому
он и пил. Он в этом не виноват». И сами мы не замечаем, что
из такого
рассуждения можно сделать общезначимый вывод: когда не понимают, когда
клевещут, когда времена трудные, не грешно и выпить, расслабиться,
– иначе
нервная система не справится с нагрузкой. Судьба Высоцкого,
рассказанная
Ф.Раззаковым, доказывает – чем больше уступаешь желанию
расслабиться, тем
страшнее становится зависимость от «чёрного
человека». И даже сильный, с
«бойцовским характером» пьяница не может сам
справиться со своим страшным
противником. Реалистический, а не романтический взгляд на поэзию и
судьбу
Высоцкого заставляет проводить черту между Божиим
даром, которым он был
наделён, и греховной жизнью,
которая зачастую находила отражение и в
песнях. Так что далеко не всё написанное Высоцким можно читать и петь
без
повреждения души, – имею в виду прежде всего его блатные и
пьяные песни, тем
более те, которые и записаны были на плёнку во время пьяного застолья.
Читая
биографию Высоцкого, невольно вспоминаешь слова старца Варсонофия и
старца
Нектария Оптинских о наших писателях: «У них на душе всегда
кошки скребут. И без
этого нельзя». «Можно приобрести славу всего мира,
а душу свою потерять». Эти
старцы, особенно часто напоминавшие своим духовным чадам о судьбах
наших
писателей, говорили, что гению спастись труднее всего, – у
него больше
искушений, чем у простого человека, на него больше воюет
«чёрный человек».
Спасти гения могут только глубокое покаяние (старцы всегда ставили в
пример
Достоевского) и молитва. Молился ли кто-нибудь за Высоцкого при жизни?
Молился
ли он сам? Каялся ли?
«Журналистское расследование» ведущего канала
«Культура» Дмитрия Менделеева
доказало, что Высоцкий был крещён. В его последних стихах немало
покаянных нот,
памяти о смерти (он знал, что он обречён) и о Боге. Как много значит,
например,
строчка: «Купола в
России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь
замечал…»
В последних стихах ясно и чётко говорится о том, что поэта ждёт
Небесный Судия,
перед Которым в скором времени ему придётся предстать. Но нет у нас
никаких
свидетельств о том, что Высоцкий прибегал к церковным Таинствам, о том,
что он
хотя бы изредка заходил в храм. Хотя это могло быть тайной души и
Бога… Не было
в окружении Высоцкого верующих людей, были ли молитвенники –
это вызывает
больше всего сомнений. Со своим страшным врагом, который, в конце
концов, стал
его убийцей, Высоцкий постоянно оказывался наедине. О том, что его
мучения
достигли в конце жизни пределов человеческого терпения, говорится в
одном из
последних стихотворений, которое начинается со строки: «И
снизу лёд, и сверху –
маюсь между…»
Уже при
жизни Высоцкий
вкусил адские муки, он даже в песнях кричал об этом, он как бы
предупреждал
своей судьбой: «Люди! Не ходите по этим дорогам, они
кончаются мучительной
смертью ещё при жизни». Фотографии Высоцкого последних лет
(одна из них на
обложке книги Ф.Раззакова), последние видеозаписи заставляют внутренне
содрогнуться: такой запредельный надрыв, мучение, отчаяние сквозит в
этом
взгляде. «Спасите
наши души, мы гибнем от удушья!»
Дошло ли это
предупреждение, как и, например, предупреждение другого великого поэта,
которого любил Высоцкий: «Не
таюсь я перед вами, посмотрите на меня, Я стою
среди пожарищ, обожжённый языками Преисподняго огня».
(А.Блок)
– до
русских людей? По всейвидимости, нет. В книге Ф.Раззакова справедливо
говорится
о том, что переменить ситуацию с пьянством в России можно только на
государственном уровне. «На Западе, где ко всему относятся
практично, прекрасно
понимают, какой колоссальный вред обществу наносит пьянство, вкладывают
немалые
деньги в антиалкогольную кампанию. Многие знаменитости Запада,
переболевшие
когда-то этой болезнью, теперь открыто пропагандируют трезвый образ
жизни и
призывают к этому и тех своих коллег, кто ещё не успел
одуматься… В нашей
больной стране пока этого нет». Доживём ли мы до тех времён,
когда ситуация
переменится – Бог весть. А об одной из жертв
«последней войны», которая много
десятилетий совершается на нашей земле, в том числе при помощи водки,
наркотиков и курева – о Владимире Высоцком теперь есть кому
помолиться. Слава
Богу, есть теперь те, кто просит у Господа простить его
«прегрешения вольная и
невольная и нас помиловати и спасти». http://www.rusk.ru/st.php?idar=103361
Неем.1:9
– “[когда]
же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и
исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу
вас и
приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Моё”.
Ис.44:22 –
“Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как
облако;
обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя”.
Иоил.2:12 – “Но
и ныне еще говорит
Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании”.
Ам.4:9-11 – “Я
поражал вас ржою и блеклостью хлеба; множество садов ваших и
виноградников ваших, и смоковниц ваших, и маслин ваших пожирала
гусеница, - и
при всём том вы не обратились ко Мне, говорит Господь”.
Зах.1:3 – “обратитесь
ко Мне, говорит Господь Саваоф, и
Я обращусь к
вам, говорит
Господь Саваоф”.
Три
паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда
гоняли булку И
забивали ею гол.
Шёл мимо
незнакомый дядя, Остановился и вздохнул
И, на ребят
почти не глядя,
К той булке
руку протянул.
Потом,
насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И
вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
-
Вы кто такой? –
спросили дети,
Забыв на время про
футбол.
-
Я пекарь! – человек
ответил И с булкой медленно ушёл.
И это слово
пахло хлебом И той особой теплотой,
Которой
налиты под небом Моря пшеницы золотой.
С.Михалков