Вопрос
835:
2 т.
Говорят,
что у человека
кроме души и тела есть еще и дух. Так
ли это?
Ответ:
В
Библии есть места, которые дают повод так думать. Вар.3:1
– «Господи
Вседержителю, Боже Израиля! стесненная душа и унылый дух
взывает к Тебе».
3Ездр.5:22
– «Но
душа моя прияла дух
разумения, и я снова начал говорить пред Всевышним».
3Ездр.6:37
– «Ибо дух
мой воспламенялся сильно, и душа моя томилась». Прем.Сол.15:11
– «Ибо
он не познал Сотворившего его и
вдунувшего в него деятельную душу и вдохнувшего в него дух
жизни».
Прем.Сол.16:14
– «Человек
по злобе своей убивает, но не может возвратить исшедшего духа
и не может призвать взятой души».
Сир.9:11
– «Чтобы
не склонилась к ней душа твоя и чтобы
ты не поползнулся духом в погибель».
1Цар.1:15
– «И
отвечала Анна, и сказала: нет, господин мой; я – жена,
скорбящая духом, вина и
сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом».
Иов.7:11
–
«Не
буду же я удерживать уст моих; буду говорить в стеснении духа моего;
буду жаловаться в горести души моей».
Иов.12:10
– «В
Его руке душа всего живущего и дух всякой
человеческой плоти».
Еккл.6:9
– «Лучше
видеть глазами,
нежели бродить душею. И это – также суета и томление духа!»
Ис.26:9
– «Душею
моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя
во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на
земле,
тогда живущие в мире научаются правде».
Дан.3:86
–«Благословите,
духи и души праведных, Господа, пойте и превозносите Его во веки».
1Фесс.5:23
– «Сам
же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и
тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа
нашего
Иисуса Христа».
Евр.4:12
– «Ибо
слово Божие живо и действенно и острее
всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа,
составов и
мозгов, и судит помышления и намерения сердечные».
Много
на эту тему туманного
и запутанного написал архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Мне приходилось
не раз
беседовать со сторонниками его теории трехсоставности человека:
священниками,
епископами, монахами, и в течении одного часа через наводящие вопросы
все до
единого согласились, что человек состоит только из двух частей
– дуалистичен, у
него есть видимое тело и невидимая душа, которая иногда называется
духом, что
есть одно и то же. Когда же встречаются в одном стихе слова
«душа» и «дух», то
это означает, что у бессмертной души ее настрой: скорбный дух,
радостный дух.
Когда человек умирает, то его душа или дух – совершенно
отдельная субстанция,
идет к Богу. И более нигде ничего нет. Никакая третья часть ни в какое
иное
место не определяется, всё это выдумки. Так именно и понимал Иоанн
Златоуст.
Некоторые пустынники действительно понимали, что человек трехсоставен,
по
образу Божию, но они приходили к полной нестыковке в рассуждениях, не
могли
объяснить когда и откуда взялась третья часть и куда она уходит, и
различна ли
участь третьей части от души.
Игнатий
Брянчанинов
определял дух как совокупность сердечных побуждений.
|