Вопрос
2060: 8
т.
В настоящее
время законом предусмотрено
освобождение священнослужителей от срочной службы. Была
ли ранее, в первые века возникновения монашества, подобная льгота
инокам ?
Ответ:
Льготы
были и очень существенные. Обет монашеский был придуман и очень хорошо
продуман – это как клятва, присяга, но на верность Богу, Царю
Воинств. И теперь умри, а назад ходу нет. И этим начали сильно
злоупотреблять рабы, приходили с обманом, говорили, что они свободные
люди, их постригали. А потом оказывалось, что это собственность князя
или Пилата. 2Фесс.3:6-7,11 –
«Завещеваем же вам,
братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого
брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, –
«ибо вы сами знаете,
как должны
вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас… Но слышим,
что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся».
Бесчинство
- против установленного чина законов государства и против канонов
церковных. Неприятностей было до преизлиха. И тогда святые отцы на
соборах вынесли правила, по которым должны были все определять, можно
ли принимать в монашество вот этого конкретного человека. Но для тех,
кто стремился увеличить количество своих земных черноризцев-воинов
монастырских, все эти каноны были как бы не бывшие. Они запросто ими
пренебрегали, хотя кара за нарушение этих законов, канонов должна была
их немедленно загнать в угол пещеры. Но у монахов была всеобщая их
установка: всё, что не по их черноризному
уму, будь то Писание, или каноны – им это без надобности. Они
с лёгкостью нарушали любые самые строгие каноны, и объявляли, что
против них идёт дьявол, а они борются с сатаной. Выходит, сатана
был за каноны? А они?
Четвертый
всел. Собор. Правило 4 –
«Да не приемлется так
же в монастырях в монашество никакой раб, без воли господина его.
Преступающему же сие наше определение, определили мы быть чуждым
общения Церковного, да не хулится имя Божие».
Двукратный
собор, правило 5. «Того
ради святый собор определил: никого не сподоблять монашеского образа,
прежде нежели трехлетнее
время, предоставленное
им для испытания, явит их способными и достойными такового жития, и сие повелел
собор всемерно хранить, разве
когда приключившаяся некая тяжкая болезнь и понудит сократить время
испытания, или разве кто будет муж благоговейный и в мирском одеянии
провождающий жизнь монашескую. Ибо для такового мужа к совершенному
испытанию достаточен и шестимесячный
срок. Аще
же кто поступит вопреки сему: то игумену, по
лишении игуменства, состояние
подчиненности да послужит наказанием
за отступление от порядка; поступивший
же в монашество да предастся в другой монастырь, в котором строго
соблюдается устав монашеский».
Васил.40 – «Ибо
условия находящихся в полновластии других не имеют ничего твёрдого».
Ефрем
Печерский – 28 янв. «После
блаженного Варлаама, боярского сына, блаженный Ефрем евнух, человек
знатного рода и благородного происхождения, весьма любимый князем
Изяславом и заведывавший у него всем его хозяйством, пришёл из
княжеского дома к преподобному отцу нашему Антонию и просил его, вместо
служения князю, приобщить его к слугам Царя Небесного и возложить на
него святой
Ангельский образ иноческого чина. Преподобный Антоний, преподав ему
наставление о спасении души, поручил блаженному Никону
постричь его. Согласно этому повелению, Никон постриг блаженного Ефрема
и облёк в иноческую одежду. Но ненавидящий добро враг, диавол, навлёк
великую скорбь на преподобных за пострижение сего блаженного Ефрема,
равно как и за пострижение блаженного Варлаама, о чём записано в житиях
преподобных Антония и Никона.
В
самом деле, князь тьмы, видя, что он побеждается тем священным сонмом,
который собирался
в тёмной пещере, и
поняв, что с этого времени место сие будет прославляться, скорбел о
своей гибели и начал своими враждебными кознями разжигать сердце князя
Изяслава против преподобных, побуждая его разогнать священный
сонм. Однако, он не мог этого достигнуть и сам был прогнан молитвами
преподобных; он впал в яму, которую готовил. Правда, и постригший
блаженного Ефрема преподобный Никон был приведён к князю и резко
обличён, и сам начальник братии, преподобный Антоний с братиею
вследствие гнева князя был изгнан из пещеры, но затем скоро, по
ходатайству княгини перед князем Изяславом, а лучше сказать —
по молитвам Царицы Небесной, Пресвятой Богородицы, перед Царем славы,
Христом Богом, иноки возвратились в пещеру свою, как храбрые воины с
поля брани, победив своего супостата—диавола.
После
этого они всегда
оставались в пещере, прославляя и благословляя Бога».
Димитрий
Ростовский – 21 сент. «Испросив
благословение своих родителей, он на восемнадцатом году своей жизни
поселился в Кирилловском монастыре… Всеми силами он старался подражать в
добродетелях преподобным Антонию и Феодосию и прочим Печерским
подвижникам… в церковь приходил первым и уходил из нее
последним; в храме стоял со страхом, благоговейно внимая
словам Священного Писания.
…Здесь
ему был представлен св. Димитрий для посвящения в иеромонаха, которое и
было совершено 23 мая в день Сошествия Св. Духа. Св. Димитрию в это
время было только 24 года, но он уже был искусным в деле проповедания слова
Божия».
Симеон
Столп. – 1 сент. «Будучи
свободен от дела, блаженный отрок в воскресный день пошёл с отцом и
матерью в церковь. Внимательно слушал Симеон, что в церкви пели и
читали, и услыхал святое Евангелие, в
коем назывались блаженными нищие, плачущие, кроткие и чистые сердцем.
Он спросил стоявшего рядом с ним честного старца, что означают эти
слова. Наставленный Духом Божиим, старец стал объяснять Симеону и долго
поучал его, указывая ему
путь к нищете духовной, чистоте, любви Божией и к добродетельной жизни.
Добрые семена поучений старца пали на добрую почву: ибо тотчас же в
душе Симеона зародилось усердное стремление к Богу и возросло твёрдое
желание идти тесным путем, ведущим к Нему. Он положил в уме своем
— немедленно бросить всё и стремиться только к тому, чего
восхотел. Поклонившись честному старцу и благодарствуя за полезное
научение, Симеон сказал ему: «Ты для меня стал теперь отцом и
матерью, учителем на благие дела и вождём к моему спасению».
Тотчас
после сего Симеон вышел из церкви и, не заходя домой, уединился в
месте, удобном для молитвы. Здесь он распростёрся на земле
крестообразно и с плачем молил Господа указать ему путь ко спасению.
Долго лежал он так и молился; наконец уснул и во сне узрел такое
видение.Снилось
ему,
что копает он ров для какого-то здания. И вот слышит он голос,
говорящий: «Копай глубже»! Стал он копать глубже;
потом, думая, что уже довольно, остановился, но опять услышал голос,
повелевающий копать ещё глубже. Снова стал он копать, и когда опять
приостановился, в третий раз тот же голос побуждал его к тому же труду.
Наконец он услыхал: «Перестань;
теперь, если хочешь строить здание, созидай, но трудись усердно, ибо
без труда ни в чём не успеешь». .. После сего видения Симеон
встал и пошёл в один из монастырей, находившихся в родной его стране...
Провидев в нём Божие призвание, игумен взял его за руку и ввел в
монастырь, говоря братии: «Научите его житию
иноческому и монастырским правилам и уставам».
…В
короткое время он выучил наизусть всю Псалтирь. Будучи еще только
восемнадцати лет от рождения, он был уже пострижен в иночество и вскоре
строгостью своею жития превзошел всех иноков того
монастыря…. Так одни из братии вкушали пищу только раз в
день, вечером, — иные — на третий день, он же не
вкушал пищи целую неделю».
Феодосия
– 29 мая. «По
истечении сорока дней после рождения, мать взяла свою дочь на руки и
понесла ее в храм святой Анастасии, с радостными слезами воздавая
благодарение Богу и святой мученице, обещая посвятить
свою дочь в чин иноческий, дабы она была сопричислена к лику
девственниц и невест Христовых (следует заметить, что при том храме был
и монастырь для девиц, посвятивших себя на служение Богу).
…Когда
Феодосии исполнилось семь
лет со
времени рождения, отец ее умер; тогда мать, взяв отроковицу, повела
её в монастырь святой Анастасии и отдала её для пострижения во святой
чин ангельский. Спустя
три года умерла и мать Феодосии, оставив всё имение свое
дочери-инокине… призвав к себе золотых дел мастера, она дала
ему достаточное количество золота и серебра для скования трех икон:
Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и святой мученицы Анастасии.
Иконы эти имели величину в три локтя».
Конон
– 6 марта. «Сам
блаженной Конон проводил все дни и ночи в молитвах. Когда исполнилось
сыну семь
лет, Конон роздал всё, что имел, нищим и, взяв отрока, ушёл в
монастырь, где и проводил иноческую жизнь».
Никон
Печерск. – 23 март.
«Когда приходили к Антонию лица, желающие принять
равноангельский образ, он сам поучал их добродетелям, а преподобному
Никону он повелевал
постригать их. В деяниях этих двух подвижников можно было усматривать
некоторый вид подобия Моисея и Аарона, ибо преподобный Антоний принёс
закон со св. Афонской горы, как Моисей с Синайской, преподобный же
Никон действовал по повелению Антония, как Аарон, почтенный саном
священства.
…Возрадовался
духом и тогда, когда постриг именитого боярина, блаженного Варлаама, а
также заведующего всем хозяйством у князя и любимца его блаженного
Ефрема евнуха. Но за этих постриженников он потерпел и немалую скорбь.
Ибо, узнав об их пострижении, князь Изяслав сильно разгневался на
преподобных и повелел одного из них, именно совершившего пострижение,
тотчас привести к себе. Слуги тотчас же отправились и привели к нему
блаженного Никона.
Посмотрев
с гневом на святого, князь спросил: «Ты ли постриг боярина и
евнуха без моего повеления?» Преподобный Никон ответил с
мужеством: «Я постриг их благодатью Божиею по
повелению Небесного Царя Иисуса
Христа, призвавшего их на таковой подвиг». Князь
разгневался ещё более и сказал: «Или убеди их возвратиться в
дом свой, или я пошлю тебя и сущих с тобой в заточение, а пещеру вашу
велю раскопать».
Блаженный
Никон отвечал: «Владыка! делай всё, что тебе угодно, мне же
не подобает отвращать воинов от Небесного Царя». После этого
святой Антоний и бывшие с ним вышли из пещеры, намереваясь по причине
княжеского гнева и укоризн на блаженного Никона, отправиться в другую
область».
Симеон
Юрод. – 21 июля. «С
таковыми и подобными этим наставлениями обратился к ним преподобный
игумен и, видя обильные слезы, текущие из глаз их, сказал Симеону:
«Не жалей, не плачь о сединах госпожи твоей матери, ибо за
твои труды Бог лучше её утешит, нежели сам ты, находясь при ней. Если
бы даже ты неотступно был при ней и то не знал бы наверно, –
ты бы её раньше похоронил, или она тебя. И умер бы ты без угождения
Богу, не имея ничего, что могло бы избавить тебя от будущих зол после
смерти: ибо ни материнские слезы, ни отцовская любовь, ни богатство и
слава, ни брачный союз, ни любовь к детям не могут умолить страшного
Судию, а только – добродетельная жизнь, подвиги и труды,
подъятые ради Бога!»
Потом,
обратившись к Иоанну, сказал: «И тебе, о чадо! да не влагает
враг таковых мыслей, чтобы ты стал рассуждать в уме своем: кто без меня
поддержит престарелого отца и прокормит? кто утешит рыдание супруги
моей? В самом деле, если бы вы предоставили их одному Богу, а сами
пошли работать другому, то вы по справедливости сокрушались бы о них. А
так как Единый есть Бог, Которому вы поручили родителей своих, и из
любви к Которому оставили их, то должны знать, что Он Сам промыслит о
них. А так как Единый есть Бог, Которому вы поручили родителей своих, и
из любви к Которому оставили их, то должны знать, что Он Сам промыслит
о них».
Пимен
Многобол. – 8 авг.
«Неоднократно просил он своих родителей, чтобы они позволили
ему удалиться в монастырь для пострижения в иноческий образ, но из
сильной любви к нему они не соглашались на эти просьбы, желая иметь его
наследником по своей смерти... Поэтому, когда отец и мать сидели около
него, не допуская пострижения, блаженный Пимен сильно печалился и
молился Богу, чтобы Он исполнили его желание, какими ведает путями. И
вот в одну ночь, когда родители его и рабы были погружены в глубокий
сон, вошли к нему светлые ангелы, одни – в образе прекрасных
юношей, другие – игумена и братии; они несли в руках святое
Евангелие, свечи, власяницу, мантию, куколь и всё остальное, нужное при
пострижении.
…Тогда
для всех стало очевидно, что пострижение, по повелению Божию, совершили
святые ангелы. Долго рассуждали игумен и братия, вменять ли чудесное
пострижение как обычное, совершенное по уставу, и пришли к мысли не
повторять над блаженным Пименом пострижения, так как имелись ясные
доказательства действительности совершенного над ним. …
Случилось как-то, что один больной, страдавший таким же недугом, как и
преподобный Пимен, принесён был в Печерский монастырь и пострижен.
Иноки, на которых лежала обязанность служить больным, внесли его к
блаженному Пимену, чтобы служить обоим вместе и равномерно, но,
небрежно относясь к своим обязанностям, они часто забывали о них, так
что больные по временам изнемогали от жажды».
Чужая
жизнь людей
интересует:
Романы,
радио, а нынче телевизор.
Воображение,
где хочешь, дорисует
Последствия
измены и каприза.
А
нужно ли мне это было знать,
Сгодится
ли в моей судьбе корявой?
Там
любят, милуют и, походя, казнят,
Не
отличая левой стороны от правой.
Чужие
судьбы… Но при чём здесь я?
Они
мне опыт свой не передали.
Из
той эпохи не моя стезя –
Там
много выдумки, сомнительных преданий.
Зачем
«Титаник» мне, «Ермак» и
«Идиот»,
И
«Вечный зов» (о вечном там ни звука)?
Экран
надменностью и пошлостью плюёт -
Там
океан безделья, море скуки.
Идут
кровавые, безумные сраженья,
И
тысячи смертей так, между прочим.
Моя
душа, мой ум везде мишенью:
Растлить
жестокостью, убить и искурочить.
Критический
разбор того, что видел,
Что
прочитал, услышал и запомнил:
Как
поступил бы я в
такой обиде,
Не
стал ли бы участником невольным?
Там
с ними, именно тогда,
Но
знание и
опыт мой, что ныне.
Не
отступилась бы тогдашняя беда,
«Мгновения
весны» и «Красная калина»?
Иное
дело фильмы по Писанью,
Попытки
донести Библейские
сюжеты…
«Окно
в природу»
смотрится часами –
Не
путешествуя, пройтись по белу свету.
Явился
б маньякам Апостол Павел,
И
рядом с Грозным Иоанном Златоуст;
А
значит всем себя противопоставить,
Библейской
солью изменяя вкус. 17.8.03.
ИгЛа
|