Вопрос
2105 8
т.
Как
нужно вести себя на допросе ? Какую
тактику нужно избирать - «не дразнить собак» или
так прямо всё и говорить, что думаешь о безбожниках?
Ответ:
Это
уж смотри сам, на что способен, потому что можно избрать молчание,
как Господь наш Христос
молчал перед Пилатом, или отвечать кротко, или же со всею силой
обличения. Мрк.15:5 –
«Но Иисус и на это
ничего не отвечал, так что Пилат дивился». Так
первомученик Стефан бросил в лицо жидам: Деян.7:51 и
далее прочитайте – «Жестоковыйные!
люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу
Святому, как отцы ваши, так и вы».
И
по
«Житиям» это прослеживается:
Викентий
– 11 нояб. «Допрос
епископа и диакона гонителем христиан. «Датиан прежде всего
спросил епископа: — «Почему ты противишься царскому
повелению и не покланяешься нашим богам, а прославляешь
какого-то Христа»?
Епископ
давал ответы Датиану тихим голосом и с кротостью, как бы показывая
некую боязнь. Тогда диакон Викентий, исполнившись Святого Духа,
возгорелся ревностью о Боге и сказал своему епископу: «Зачем
ты, отче, говоришь так тихо, как бы боясь,
и отчего на лаяние этого пса не отвечаешь с дерзновением. Исповедуй
громким голосом силу Христову и свободно обличай и побеждай безумие
сего лукавого человека, который хочет идти против Бога, своего Творца, даровавшего ему
такую власть, и хочет подобающее Богу почитание воздавать бесам. Ныне
надлежит совершенно победить того диавола, коего многие люди, как
немощного и трусливого, изгнали именем Христовым, и
сокрушить главу сего змия». Датиан, услыхав сии слова, и
видя, что святой диакон Викентий ни во что считает всю его силу, власть
и угрозы, сказал предстоящим: «Уведите отсюда епископа, я
побеседую с сим юным диаконом».
Если
бы не выступил диакон, то ситуация была еще вполне сходная – мог
бы правитель и отпустить их. Но Викентий повёл дело, и
быстро притом, только к мученическому венцу, что и исполнилось.
Артемон
– 13 апр.
«Шестнадцать лет, - отвечал святой, – я был чтецом
в церкви моего Бога, двадцать восемь лет был диаконом, читая святое
Евангелие; тридцать три года я носил пресвитерский сан, уча и наставляя
с помощью Христовою людей на путь спасения, и теперь ты требуешь, чтобы
я, подражая тебе, принёс жертву бесу, находящемуся в бесчувственном
идоле, но всё-таки я хочу посмотреть твоего бога и испытать силу
его»…
«Может
ли Распятый жидами иметь
такую силу?» — усомнился Патрикий. Тогда святой
воскликнул: «Обезумевший от злобы, наследник ада и древний
змей, ты уже слышал, так услышь и ещё, что силою моего Бога умерли ваши
змеи».
Георгий
Исповедник. - 23 апр.
«Диоклитиан: «И хотел бы я иметь тебя соправителем,
вторым по чести в царстве моем, если бы ты только пожелал обратиться к
богам. Скажи же нам, что ты об этом думаешь?»
Святой
Георгий сказал: «О царь, тебе сначала бы следовало проявить
ко мне такую милость, а не мучить меня такими лютыми муками».
Максим
– 28 апр. «Святые
отвечали: — «Мы стоим за то же, что сказал брат наш
Максим. Он чтец в нашей католической церкви, хорошо
понимает Священное Писание и
знает, что нам полезно. А ты, пораженный бесовским безумием, не знаешь,
что для тебя необходимо. Если бы ты пожелал послушать нас, то узрел бы
свет».
Климент
– 25 нояб. «Святой
Климент ответил: «Молю твое благоразумие, послушай меня, а не
безумных слов грубой черни, напрасно восстающей на меня, ибо хотя и
многие собаки лают на нас, но они не могут отнять от нас того, что
принадлежит нам; ибо мы люди здравые и разумные, они же
—собаки без разума, лающие бессмысленно на доброе».
Александр
муч. - 13
мая.
«Мученик отвечал на это:
«Нечестивый,
ослеплённый умом, сын диавола, служащий отцу своему—сатане.
Как ты можешь сожалеть меня и быть милосердым для меня? ведь сатана,
отец твой, ни к кому не милосерд, наоборот, он хочет всех вовлечь в
геенну огненную и погубить вместе с собою».
«Ослепленный умом, сын сатаны! Что еще желаешь ты слышать от
меня? Ведь я сказал тебе, что бесам я не принесу жертвы».
«Безумный! Неужели
ты не понимаешь того, что твой Дий и Асклипий суть бесы?»
Параскева
– 28 окт. «Тогда
военачальник, разгневавшись, сказал: «Мне ли ты, злое
христианское отродье, не отвечаешь?» Святая в ответ на это
плюнула ему в лицо».
Уар
– 19 окт. «Блаженный
же Уар, желая еще более прогневать наместника, сказал ему: -
«Невежда говорит
глупое», –
говорит Исаия пророкИс.32:6.
Вот, тела их лежат простертыми пред тобою – делай же с ними,
что хочешь!
…Святые
же отвечали: «Зверь,
а не человек! Мы не побеждены, а, напротив, сами побеждаем при помощи
укрепляющего нас Иисуса; если же мы заплакали, то не потому, что боимся
мучений, но от естественной любви к нашему брату, которого ты
бесчеловечно мучаешь; в душе же мы радуемся, видя, что доброму
страстотерпцу уже уготован венец».
Наместник
повелел тогда вести их в темницу, и когда Уар, висевший на дереве и
терпевший мучения, увидел, что святых в цепях влекут в темницу, то
возопил: «Учители
мои! Помолитесь за меня в последний раз Христу, ибо я уже разлучаюсь от
тела; вас же благодарю за то, что вы привели меня к вечной
жизни».
Пребыв
в мучениях около пяти часов, святой Уар предал честную и святую душу
свою в руки Господа. Мучители же, считая его еще живым, били и мучили
его охладевшее тело, а потом, заметив, что он уже умер, сняли его с
древа и, по повелению мучителя, вытащив его вон из города, бросили его
на съедение псам, на то место, куда бросали трупы животных».
Герман
архиеп. – 12 мая. «Не
подобает тебе, царь, бесчинно возвышаться пред Богом, Создателем твоим,
давшим тебе жизнь и царствование, и не имеешь ты права, как говорится,
подвигать неподвижное; не прилично тебе преступать пределы,
установленные в древнее время святыми отцами».
Климент
Анкирский – 23 янв. «Ты
ли Климент?»
«Я
— раб Христов», — отвечал мученик.
Воевода повелел бить его кулаками по устам, говоря: «Почему
ты не называешь себя рабом царским, а Христовым?» Святой же,
подвергаемый побоям, отвечал: «Следовало
бы и вашим царям быть рабами Христовыми; тогда было бы мирно их
царствование и все народы покорил бы их власти Христос мой».
Василиск
– 22 мая. «Окаянный
волшебник, — убеждал святого правитель, — принеси
жертву богам; в противном случае я предам тебя лютой смерти».
На
это святой ответил правителю: «Зверь, живущий в лесу, пёс,
лижущий кровь, Агриппа блудный, образ диавола, мучитель беззаконный!
зачем ты еще меня удерживаешь? Я тороплюсь окончить жизнь
свою». Правитель сильно разгневался на святого и приказал
усекнуть его мечом».
Феодора
– 27 мая. «Судия
сказал на это: «Цари
приказали нам всех девиц, желающих сохранить свою чистоту, принуждать к
поклонению богам нашим; если же вы не захотите поклониться богам, то
будете отданы в блудилище».
Отвечала
девица: «Вероятно,
ты понимаешь, что Бог смотрит прежде всего на изволение сердечное.
Будучи Сердцеведцем, Он знает все помышления наши и самые намерения
наши принимает как дело. Мой Бог знает намерение мое —
сохранить в чистоте девство моё; поэтому, если ты и прикажешь, как ты
хвалишься, отдать меня блудникам, то это
не будет прелюбодеянием для тела моего, а будет насилием и страданием
мне;
и если ты отсечёшь мне голову, или руку, или ногу, или насильно лишишь
меня девства, ты через это сделаешь меня не блудницей, а мученицей. Но
знай, что Владыка и Бог мой силен сохранить в чистоте девство моё, если
пожелает».
Архелая
– 6 июня. «И
тотчас святая мученица Архелая была представлена на суд и сказала:
«0, игемон, не я, а злые дела твои наносят тебе хулу и
бесчестие и готовят огонь неугасимый, в котором ты будешь мучиться
вечно вместе с богами твоими; если же ты хочешь избавиться вечных мук,
то послушай моих душеполезных слов и прими мой добрый совет: уверуй в
создавшего тебя Бога Отца, и в Единородного Сына Его Господа Иисуса
Христа, и в Духа Святого, от Отца исходящего; сей — Един Бог,
в Троице прославляемый и на земле, и на небе!»
Дула
– 15 июня.
«Повинись правителю, — ведь разве ты не чувствуешь,
как всё тело твое покрывается ранами?» Святой на это сказал:
«Послушайся лучше меня, советник диавола и слуга его, и лучше
посоветуй сам себе и игемону своему, — как бы поскорей
убедить блудницу Дафну, чтобы она согласилась жить блудно с богом вашим
Аполлоном и исполнить его желание, чтобы он, разжигаемый любовью и не
получая исполнения своего желания, не погиб бы жестокою смертью;
— я же имею одного советника — Господа
нашего Иисуса Христа».
Тогда
мучитель приказал принести железную доску и сказал слугам:
«Раскалите ее посильнее на огне и положите сюда этого
хулителя наших богов». Блаженный, услышав это, сказал: «Находящийся
в геенне твой Аполлон благодарит тебя за то, что ты еще более
усиливаешь тот геенский огонь, в каком он теперь страдает; он воздаст
тебе за это тем, что и ты вместе с ним будешь низвержен во тьму
кромешную, — тогда и я посмеюсь над тобою, нечестивый
благодетель Аполлона». «Боги
твои, а особенно Афродита и Артемида, да помогут тебе и злобе твоей;
если же хочешь, я расскажу тебе и про других твоих богинь и про всё их
бесстыдство».
После
того игемон приказал слугам: «Разбейте челюсти его, чтобы он
не хулил богов и, переломив голени, оставьте его так, дабы он не мог и
слова сказать». На это святой мученик сказал: «0,
пребеззаконнейший игемон! за что ты меня бьёшь, если я говорю тебе
истину, что твоя Афродита и прочие богини проводили жизнь свою в
скверных похотях и блудодеяниях, и даже в споре своем о том, кто из них
сладострастнее, однажды поставили над собой судьёю какого-то пастуха
Париса? И зачем ты гневаешься, когда тебе говорят о мерзостнейших делах
скверных богинь твоих?»
Маркел
– 7 июня. «Тогда
император приказал представить к себе Сисиния, и когда последний явился
к нему, то спросил его:
«Какое
имя твое?» «Я
грешный, — отвечал святой, — именуюсь Сисинием; я
раб рабов Господа нашего Иисуса Христа».
Модест,
Вит – 15 июня. «Пожалей
жизнь свою, Вит, и принеси жертву великим богам».
Святой
отвечал: «Да не будет тебе добра, диавол, волк хищный,
соблазнитель душ: я удивляюсь безумию твоему, ибо
ты, видя силу Божию, не познал Бога и не стыдишься отвращать меня
словами твоими от Бога моего. Но я уже не один раз сказал тебе, что не
принесу жертвы богам твоим, — или лучше бесам; однако ты
снова без стыда предлагаешь мне свои нечестивые советы. Говорят собаке:
— иди вон, — и, стыдясь, она уходит; но ты не
знаешь стыда. Я имею Христа, Бога моего, Которому служил до сих пор и
Которому приношу жертву хвалы от сердца моего; для меня осталось только
одно — чтобы я весь был для Него жертвою живой».
Тогда император, придя в великую ярость, вместо того, чтобы выпустить
на мучеников зверей, приказал тотчас же приготовить горящую пещь и
большой котёл и велел растопить в нем олово, серу и смолу; потом
приказал ввергнуть в тот котёл кипящий и клокочущий одного
Вита… Потом, посмотрев на царя, сказал: «Благодарю
тебя, Диоклитиан, и слуг твоих за то, что вы строили для меня весьма
удобную купель; надлежало бы здесь быть и мылу».
Весь
же народ, смотревший на всё происходившее, громогласно восклицал: «Мы
никогда не видели такого чуда! Воистину истинен и велик Бог отрока
сего!»… И сказал царь святому: «Неужели
и сего победят волшебства твои?» Мученик же отвечал: «Безумный и
несмысленный! Неужели ты не уразумел силы Христа, пребывающего со мною,
Ангел Которого вскоре возьмёт меня из твоих мучительских рук?»
Марина
– 17 июля. 15
лет. «Так
как в те времена было поднято гонение на христиан, то иереи и клирики,
учителя Слова Божия, скрывались кто в пустынях, горных пещерах, из
боязни мучителей, кто в селах между простыми людьми, – скрывались
под видом нищих, однако, где только могли, поучали, хотя и тайно,
святой вере и многим обращали от языческого заблуждения ко Христу.
… Случилось и Марине, двенадцатилетней девочке, услышать от
одного человека Божия слово о Христе Иисусе, истинном Боге.
…Благоразумная
девочка Марина уверовала во Христа, и распалилось сердце ее
божественной любовью, так что она ни о чем другом не говорила и не
думала, как только о Христе Иисусе; или где слышала она речи об
истинном Боге, всё внимание ее было там. А как уверовала она в Него
сердцем, то не стыдилась и устами исповедовать
Его, хотя и не была еще крещена за неимением христианского священника,
который бы мог ее окрестить. И желала Марина пролить кровь свою за
Христа и креститься ею, как купелью крещения, как она слышала о многих
святых мучениках обоего пола, что крестились своей кровью те, которые
положили свои души за Господа: она хотела подражать им.
«…А
что ты мне говоришь о супружестве, почете, славе и богатстве, то всё
это для меня противно и мерзко. Неужели я оставлю Бессмертного Жениха
моего Христа, Царя Небесного и вступлю в брак с псом смердящим, мертвым
душою? Никогда! Мученица отвечала: «Мерзкий пёс! свинья! ты
пожираешь человеческое мясо, и притворяешься милосердым, будто жалеешь
меня! Я сама себя не жалею ради Христа, не пощадившего Себя, но
отдавшегося за меня на бо?льшие муки. Если я послушаю твоего безумного
совета и пощажу свое тело, то как же увенчается моя душа в Царстве
небесном?»
Услышав
такие смелые слова святой Марины, епарх раздосадовался, оскорбился,
сильно разгневался и тотчас, переменив любовь на вражду и ненависть,
велел снять одежды с невесты Христовой, приказал положить ее на земле и
бить прутьями без пощады. Долго били святую без милости; ее девическое
тело разрывалось от ран, и кровь текла из ран ручьями, обагряя
землю».
Евдоксий
– 6 сент. «При
сем правитель начал пересчитывать заточения, страшные темницы, раны,
строгание тела, опаление огнем и прочие жестокие мучения, наводившие
ужас при одном только упоминании. Мученик отвечал: «Ты
насмехаешься, правитель, говоря мне это. Я считаю твои муки детским
пугалом»…. он повелел бить мученика железными
прутьями по шее и вывернуть из суставов все его члены, каковое мучение
было тяжелее самой смерти.
…Молясь
так, Евдоксий увидал свою супругу, которая с плачем следовала за ним, и
спросил ее, сделано ли всё так, как он заповедал, и велел ей только по
усекновении его взять его тело и погребсти».
Иулиан
– 12 сент. «Мученик
отвечал: «Мать моя - старица, а отец отошел ко
Господу».
Антонин
приказал привести его мать и, гневно взглянув на нее, сказал ей:
«Уговори своего злого сына принести фимиам богине; если же ты
не сделаешь того, я предам твое тело на поругание».
Доблестная мать св. мученика ответила на это игемону: «Если против
воли моей осквернят мне тело, то это не только не сочтётся мне в вину,
но будет для меня залогом вечной славы и блаженного
воздаяния».
Адриан,
Наталья – 26 авг. «Напротив,
тем, кто, узнав, где скрывается христианин, донесёт о нем или же, найдя
такового, сам представит на суд, царь обещал награды и почести. Посему
стали выдавать друг друга на смерть: сосед - соседа, ближний - ближнего
своего; кто из-за боязни грозного повеления царя, кто из-за наград.
«…Разве
вы не слыхали, - продолжал царь, - какие мучения ожидают тех, кто
именует себя христианами?» «Слышали
мы, - отвечали святые, - и смеялись над безумием твоим и над самим
сатаною, действующим в сынах, неверующих в Бога, над коими ты -
начальник!».. «А скажите, - спросил мучитель, -
какие муки уготованы мне?» «То, что уготовал Бог
диаволу и ангелам его, - отвечали святые, - уготовал Он и вам, сосудам
диавола: неугасимый огонь, червь неусыпающий, непрестанное мучение,
вечную казнь, адскую погибель, тьму кромешную, где плач и скрежет
зубов, и многие другие неисчислимые муки».
Чертог
Твой вижу, Спасе мой,
Он
блещет славою Твоею, -
Но
я войти в него не смею,
Но
я одежды не имею,
Дабы
предстать мне пред Тобой.
О
Светодавче, просвети
Ты
рубище души убогой,
Я
нищим шёл земной дорогой,
Любовью
и щедротой многой
Меня
к слугам Своим притчи. П.А.
Вяземский, 1858