Вопрос
3278: 19т.
В
книге «Толкование Евангелия», изданной по
благословению патриарха Алексия II, Москва, 2002 г., говорится, что
убивать на войне не грех; что убийство
на войне называют грехом скудоумные и неразумеющие Писания.
Священники и патриархи, которые считают, что убивать на войне не грех,
кто они? Можно
ли их назвать еретиками?
Ответ:
В
нашей книге «К истинному православию» в главе
«А Я
говорю вам: любите врагов ваших» всё это разобрано
подробнейшим образом и к тому добавить нечего. За убийство на войне
отлучают от причастия по канону церковному. А вот считать не
проповедующих физическое убийство скудоумными – тут поправку
вносит Сам Господь. Они надеются на оружие, но оно не всегда помогает. И
если бы не белая армия, то и царя, возможно, не расстреляли бы. Если бы
не было гражданской войны, то и красного террора могло не быть. Откр.13:10–
«Кто ведёт в плен,
тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть
убиту мечом. Здесь терпение и вера святых». Ис.2:4;
Мих.4:3 –
«И будет Он судить
народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и
копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут
более учиться воевать».
(Васил.
Вел. 8). «...Находящиеся
на войне идут на поражение супротивных с явным намерением не устрашить,
не вразумить, но истребить их.. и есть вольный убийца... бросил так
(острое железо), что удар и от тяжести железа, и от остроты его, и от
стремления через большое пространство (выстрел),
по необходимости надлежало быть смертельным.. есть вольное убийство
это, и никакому сомнению не подлежит». «Убиение на
брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как думается мне,
поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы
советовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися
от приобщения только святых Тайн».
Василий Великий, правило 13. Вальсомон и Зонара согласно замечают, что
предлагаемый Василием совет вообще не был употребляем в действие, как
по неудобству, так и по уважениям вначале сего же правила
изложенным» (сноска под правилом). От кого неудобство? От
того, что действия воинов несовместимы со званием христианина, а царю
христолюбивому никак не обойтись без христолюбивого воинства.
Неудобство от сравнения с учением Евангелия? А значит и неуважительно
будет ко всем, кто блюдет интересы отчизны, царя – как же на
три года отлучить от причастия их? А значит и тех священников, которые
были на войне, и тех, кто их послал, а значит и царя? И по неуважению
ко Христу, к Новому Завету и к Евангелию, пусть уж воюют. Согласно 13
правилу Василия Великого у
воинов руки нечисты, и они отлучаются на три года от Причастия. За
сколько убийств? За убитое во чреве дитя женщина на 10 лет отлучается.
(Вас.2). Святой Николай
(Касаткин) Японский во
время японской войны в 1905 г. сказал своей японской пастве:
«Молитесь за победу японского оружия...», - а сам
закрылся в своей комнате и, очевидно, молился за победу царя русского.
Чья молитва тогда победила? Кого Бог услышал? Или чья молитва была в
грех? Иер.32:35 –
«чего Я не повелевал
им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в
грех Иуду». Скудоумен
воюющий, не надеющийся на Господа. А кто следует Писанию, то выделяется
своим доверием Богу Иегове. Назвать воюющего еретиком нельзя, но то,
что он заблудший - это однозначно.
О,
как я дорожу твоей весною,
Твоей
прекрасной юностью в цвету.
А
время на тебя идёт войною
И
день твой ясный гонит в темноту.
Но
пусть мой стих, как острый нож садовый,
Твой
век возобновит прививкой новой.
Отдав
себя, ты сохранишь навеки
Себя
в созданье новом - в человеке. (Шекспир)
|