Вопрос
3414: 21
т.
Во
2-м томе Толкования блаженного Феофилакта на стр.106 написано:
«Выражением же: воздерживаться от
удавленины, –
запрещается убийство». Разве здесь запрет на убийство? Не
запрет ли здесь на употребление в пищу удавленины? И на стр.53.
«Поразив египтянина, Моисей отомстил ему за угнетаемого им.
Не по исступлению и не по гневу убил он египтянина, но по ревности о
Боге. А то, что совершается по ревности о Боге, хотя бы и было
убийством, не есть убийство». Не согласен с этим. Это тоже
есть убийство!
Ответ:
Убийство
кого? Животных и птиц? Или намёк, чтобы не были склонны к убийству. Вид
же заколотых животных провоцирует на убийство и людей, как и юристы
говорят. Вот как выглядит само постановление Апостольское: Деян.15:20 –
«написать им, чтобы
они воздерживались от осквернённого идолами, от блуда, удавленины и
крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе».
Из удавленного зайца или рябчика кровь не выпущена на землю, что и
делает такую пищу нечистой. Об удавленине в ветхом завете не говорилось Быт.9:4 –
«только плоти с душою
её, с кровью её, не ешьте». 1Цар.14:32
– «И
кинулся народ на добычу, и брали овец, волов и телят, и заколали на
земле, и ел народ с кровью».
«Запрещается убийство» – может быть,
нужно понимать так, что запрещается убийство животных путём без
пролития крови, как ныне на мясокомбинатах эл. током.
Относительно
убийства Моисеем египтянина. Конечно же, это было убийство. Но Бог ему
это не вменил в вину. «Не по исступлению и не по
гневу». Убийство, как грех, карается смертью. Чис.35:33 –
«Не оскверняйте
земли, на которой вы [будете жить]; ибо кровь оскверняет землю, и земля
не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего её».
Когда евреи сделали тельца и поклонились ему, то Моисей распорядился
уничтожить этих богохульников. Исх.32:28-29 –
«И сделали сыны
Левиины по слову Моисея: и
пало в
тот день из народа около трёх тысяч человек. Ибо Моисей сказал: сегодня
посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своём и брате своём, да
ниспошлёт Он вам сегодня благословение».
И получили за сие благословение. Не за убийство же, а за послушание и
за ревность о деле Господнем. Поступающий по повелению Иеговы удаляет
скверну, а преступающий, хотя бы и делал то же самое –
оскверняет землю. Поэтому и убийство не по воле Божией есть осквернение. Иер.16:18 –
«И воздам им прежде
всего за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили землю
Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Моё».
Всевышний
граду Константина Землетрясенье
посылал,
И
геллеспонтская пучина, И берег с грудой гор и скал
Дрожали,
– и царей палаты, И храм, и цирк, и гипподром,
И
стен градских верхи зубчаты, И всё поморие кругом.
По
всей пространной Византии, В отверстых храмах, Богу сил
Обильно
пелися литии, И дым молитвенных кадил
Клубился;
люди, страхом полны, Текли перед Христов алтарь:
Сенат,
синклит, народа волны И сам благочестивый царь.
Вотще.
Их вопли и моленья Господь во гневе отвергал.
И
гул, и гром землетрясенья Не умолкал, не умолкал!
Тогда
невидимая сила С небес на землю низошла
И
быстро отрока схватила И выше облак унесла.
И
внял он горнему глаголу Небесных ликов: свят, свят, свят!
И
песню ту принёс он долу, Священным трепетом объят.
И
церковь те слова святые В свою молитву приняла,
И
той молитвой Византия Себя от гибели спасла.
Так
ты, поэт, в годину страха И колебания земли
Носись
душой превыше праха, И ликам ангельским внемли,
И
приноси дрожащим людям Молитвы с горней вышины,
Да
в сердце примем их и будем Мы нашей верой спасены.
1844.
Н.М.Языков
|