Вопрос 2277: 9 т.
В Новом Завете Господь Иисус Христос говорил много притчами. А в Ветхом Завете были ли притчи, какие-то аллегорические изречения?
Ответ:
На фоне новозаветных притч действительно на первый взгляд кажется, что в Ветхом Завете всё было расписано до мелочей, просто и понятно. Мф.13:34– «Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им». Но когда вникнешь в суть ветхозаветного, то там было всё так зашифровано, что ничуть не яснее, чем в православном богослужении. У Израиля был закон, данный Моисеем, и они думали, что они его досконально исполняют, до самой последней мелочи.Иоан.7:19 – «Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня?» Но Господь их просветил, охладил, что на самом деле они закон этот не исполняют, а только надмеваются, как во многих течениях старообрядцев,которые упрекают «никоньян» за нарушения стоглавого Собора,а самисплошь и рядом нарушают каноны вселенских и поместных соборов и святых отцов. Деян.7:53 – «Вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили».
Все жертвоприношения, обряды омовений, очищенийбыли указаниями на их подлинный смысл только во Христе. Древниепоэты в своих акафистах-мемуарах столько туману напустили, что две тысячи лет не разгадают мудрецы новозаветные. Не хватает ни аристидов толкователей,ни вальсомонов иевсевиев историков. Чего стоит только несколько стихов из одного псалма Давида. Пс.73:13-15 – «Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, [Ефиопским];Ты иссек источник и поток, Ты иссушил сильные реки». И читают тысячи лет, миллион раз повторяют эти стихи, совершенно ни буковки не понимая в них. Знающим закон Моисеев ясно, что для правоверного иудея есть пища чистая и недозволенная; понятно, что Левиафана, будь то крокодил или кит, или иное чудовище - есть его категорчески запрещено. Да и в пустыне эти животные не живут. Так о чем же речь? Если слово «змии» применять к акту расторжения силою Божиею моря Чермного, тогда эти стихи понять можно только по отношению к фараону и Египту, сражённых в водах. Никакие реки Бог не иссушал, а толькомелководный Иордан однажды остановилсяпри переходе евреев в обетованную землю. Конечно, и здесь нужно понимать силу Божию над потоками врагов. Златоуст советует при толковании псалтири все места, где говорится о врагах, понимать, как об исконном враге – диаволе. Ис.28:2 – «Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурныхвод, с силою повергает его на землю».Иер.12:5 – «Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводнение Иордана?»1Кор.13:12 – «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогдапознаю, подобно как я познан».
Притчи имели очень широкий диапазон и потомук ним обращались пророки и вожди. Чис.24:15 – «И произнёс притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком».В притчах, как в баснях Эзопа или Крылова, тот, кому симпатизировал автор притчи, выглядел мужественным и победителем, а противник всегда низвергнутым и осмеянным. Втор.28:37 – «И будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь [Бог]».1Цар.24:14 – «Как говорит древняяпритча: «от беззаконных исходит беззаконие». А рука моя не будет на тебе». Притчам учили и в иносказании могли скрыть свои подлинные намерения, чтобы не враз могли привлечь за оскорбление вельможных. 2Цар.14:20 – «Чтобы притчею дать делу такой вид, раб твой Иоав научил меня; но господин мой [царь] мудр, как мудр Ангел Божий, чтобы знать все, что на земле». В Ветхом Завете есть даже две книги притч. Сколько же ещё было утеряно – это никак не меньше поговорок, собранных В.И.Далем. 3Цар.4:32 – «И изрёк он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять» . Иов.17:6 – «Он поставил меня притчею для народа и посмешищем для него». Цари съезжались и загадывали притчи друг другу – это былуже высший форум притч. 3Цар.10:1,3 – «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать егозагадками.И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей». Пс.48:5 – «Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою».Составлять или даже пересказывать притчи, как и популярные анекдоты – для этого нужен был талант. Прит.26:9 - «Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов». Притчи были настолько узаконенной и не греховной формой научения и обличения, что Сам Иегова поощрял избранников Своих к поучению народа притчами, которые Сам же ему и подсказывал. Иез.17:2 – «Сын человеческий! предложи загадку и скажи притчу к дому Израилеву». В Ветхом Завете слово «притча» встречается 49 раз, а Новом – 46. Притча хлёстко высмеивала противника,надолго закреплялась в головах простых людей.
«На помощь Господу!» – «А разве Он бессилен?» Суд.5:23
Но иначе как храбрых отличить,Втор.20:8
Героев веры от тепло-пассивных,Откр.3:16
Чьи изукрашенные по стенам мечи?1Цар.21:9
Дух закалить и страх преобороть,Суд.8:21
Схватившись с недругом тысячекрат сильнейшим,Быт.32:7
С душой от страха расстаётся плоть,Исх.2:14
И страх остаток сил ещё уменьшит.1Цар.28:5
Бойцы имученики из когорты зрелых -2Цар.23:16
Им выстоять досталось на роду;2Цар.16:6
Из свалки той не каждый выйдет целым,2Цар.17:8
Удержит символ веры, какредут.Деян.24:14
Защитники! На вас Отчизна смотрит,Суд.11:32
Отечество небесное рассудит,Евр.11:35
Кто патриот, а кто лишь званье портит -2Макк.12:40
Канонизацией не тешатся пусть люди.1Кор.4:5
На поле брани столько не явилось,Матф.22:5
Причислили себя до сонма боязливых;Суд.7:3
Иной без боя сдался, просит милость1Цар.11:2
У крохоборов алчных и сопливых.1Ездр.4:3
Господьна проповедь вселенскую выводит, Иоан.21:22
Он ищет благовестников надёжных;Ис.6:8
В саду заросшем или в огороде,Матф.20:1
Молниеносно меч сверкнёт из ножен.Деян.5:5
На помощь ослабевших и уставшим!Деян.16:9
Ряды прореженные срочно заполняйте!1Макк.4:35
На целину – не на чужую пашню!Ос.10:12
Неверующим будьте доброй нянькой!1Фесс.2:7
От оползней из слов вбивайте сваи,Прит.15:18
Пустыню обводнить, создать оазис,Ис.48:21
В проломы встать Дух Божий призывает,Иез.22:30
Не только юношей, нои вступивших встарость. Пс.91:15
Для нассвершается посев, полив и жатва -Иоан.4:37
Свершает трудГосподь наш Иегова;2Кор.5:20
И насзовёт на помощь и на завтра;Мф.11:28
А ныне тех, ктоосиян былСловом. 6.7.04. ИгЛа 1Фесс.5:4