е. институты официальной Церкви: патриаршество, епархиальные управления, открытые храмы и т. д. сохранятся, “все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда”, будут совершаться все православные обряды, в том числе и Литургия, но “Безкровная Жертва приноситься не будет”. Хлеб и вино не пресуществлятся в Тело и Кровь Христовы, но останутся хлебом и вином. И вот здесь, во всей своей сложности и принципиальности, встаёт вопрос о власти: всякая ли власть от Бога? Сергианствующая Московская патриархия учит однозначно: да, даже если эта власть богоборческая. А значит, любую власть нужно принимать и ей покоряться… Последние 80 лет русской истории – практическое утверждение этого учения. Отсюда – лишь один шаг к признанию Антихриста: в то время, – как и в годы советской богоборческой власти, – тоже многие (большинство) иерархи и духовенство, чтобы сохранить свою жизнь, “спасти” Церковь и пр. признают власть Антихриста законной и таким способом поклонятся ему. И в этом смысле кровавое, богоборческое, жестокое избиение православных (и попытка полностью уничтожить Православную Церковь) бесовкой советской властью было лишь предзнаменованием, подготовкой, репетицией того, что давно уже “близ есть, при дверях” (Мф.24:33). Однако учение святых отцов о власти иное: “самое дело (разумею власть) установлено Богом, чтобы общество не пришло в расстройство. Но, если какой злодей беззаконно восхитил эту власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему, или изблевать всё своё лукавство, как фараон, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев” (Св. Исидор Пелусиот), т.е. существует власть, данная Богом, но существует и попущенная Богом за грехи людей. Отсюда вполне ясно, что православные христиане обязаны повиноваться только законной власти, и подчиняться только тем законам и постановлениям, которые согласны с Божественной волей; в противном случае они должны, по примеру святых Апостолов, слушаться больше Бога, чем людей (Деян.4:19); а по примеру Самого Спасителя, христиане должны быть послушны Господу, как и Он Богу Отцу, даже до смерти (Филип.2:8). Ещё более принципиальным для христианина является ответ на вопрос: что есть Церковь, и может ли грешный человек своими немощными силами “спасать” Церковь? В этом ответе – сила нашей веры.