Вопрос 3675: 24 т.
Как сегодня католическая церковь относится к евреям и что говорит о гонениях на них в прошлые века?
Ответ:
Папы неоднократно приносили слова покаяния евреям и осуждают гонения. Было бы это от души и сердца!
«Только отход от подлинно христианского разумения новозаветных текстов, от вероучительных концепций, содержащихся в посланиях Апостола Павла, мог привести к антииудаистской интерпретации Нового Завета. Следует отметить, что уже в I веке после Рождества Христова, одновременно возникает и враждебное отношение евреев к христианам, особенно среди их религиозной и политической элиты. Из Иерусалима изгоняют обращённых в христианство евреев, в том числе святого Апостола Петра; казнят как еретиков: первомученика Стефана, обоих Иаковов и Варнаву. Апостол Павел обязан своим соплеменникам бичеванием. Аресты христиан, угрозы смертью, доносы на них римским властям - свидетельство этой вражды. Даже нероновское гонение на христиан было инспирировано евреями. С другой стороны, известна симпатия к ученикам Христа фарисея Гамалиила и равви Елиезера. Евреи укрывали спасающихся от преследований христиан в синагогах, хоронили тела христианских мучеников на своих кладбищах… Поэтому евреи, как народ, проклятый и наказанный Богом, свидетели, помимо своей воли, истины христианства - должны быть обречены на «унижающий их образ жизни» (бл. Августин), на «суровое милосердие» (Мартин Лютер). Начиная от враждебного по отношению к евреям эдикта императора Константина (313 г.) влияние Церкви в мире всё более возрастало. Всё более возрастало и «обучение презрению» к евреям. В свою очередь это приводило к их социальной дискриминации, к кровавым преследованиям, к еврейским погромам, совершавшимся христианами с благословения Церкви, в том числе погромам, инспирировавшимся непосредственно Церковью. В 1096 г. начался Первый крестовый поход. Целью его было освобождение от «неверных» Святой земли, Гроба Господня. Начался же он с уничтожения крестоносцами ряда еврейских общин Европы. Немалую роль в предыстории этой резни сыграла антиеврейская пропаганда погромщиков-крестоносцев. IV Латеранский собор (1215 г.) потребовал от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных уборах. Собор не был в своём решении оригинальным. В странах ислама власти предписывали и христианам и евреям исполнять точно такие же унизительные установления. В XVI веке сперва в Италии (папа Павел IV), затем и во всех странах Европы были созданы обязательные для поселения евреев резервации – гетто. Гетто, в котором жили исключительно евреи, отделяло их от остального населения. Свирепствовал в эту эпоху и клерикальный антииудаизм. Отражался он прежде всего в церковных проповедях. Большая вина за это лежит на доминиканском и францисканском монашеских орденах. Ещё более мрачной страницей в истории католической церкви была инквизиция.
Она преследовала не только «еретиков» христиан. Репрессиям подвергались и обращённые (насильно) в христианство евреи, христиане, возвращающиеся (нелегально) к иудаизму, и еврейские миссионеры. Весьма далёкими от духа проходящих ныне были тогдашние так называемые христианско-еврейские «диспуты». Участие в них было принудительным. Заканчивались же они или принудительным крещением, или кровавыми расправами (убиты были тысячи евреев), конфискацией имущества, изгнанием, сожжением святых книг, полным уничтожением целых еврейских общин. В Испании, перепуганной тем, что многие знатные дворянские фамилии породнились с евреями, принявшими христианство, были введены чисто расистские законы «о чистоте крови». К счастью, нашлись христиане, со всей решительностью выступавшие против этих попирающих христианское вероучение порядков. Среди них были святой Игнатий Лойола (1491-1556) - основатель ордена иезуитов и святая Тереза де Авила. Святая Тереза деАвила (1515- 1582) была подобно благословенной сестре Терезе Бенедикте (Эдите Штейн) - (1891-1942) и еврейкой и монахиней-кармелиткой (с той разницей, что Терезе удалось живой вырваться из рук «святой инквизиции», а Эдита погибла в гитлеровском лагере смерти Освенциме). Церковь и светские власти в эпоху средневековья, постоянно и активно преследуя евреев, действовали как союзники в тесном единстве. Правда, некоторые папы и епископы защищали, чаще безрезультатно, евреев. Христианство наконец отреклось от самой древней ереси, какой является антисемитизм. Этим я не хочу сказать, что евреи никогда не давали никаких поводов, способствовавших деятельности антисемитов. Можно назвать, например, их активное участие в коммунистическом движении, в преступлениях тоталитарной власти против польского народа. Правда, это были евреи, совершенно оторвавшиеся от своего народа и его религии…
Можно добавить еще, что антисемитизм - это предательство христианской веры, поражение христианской надежды, смерть христианской любви.Он является грехом, и грехом смертным. «...Церковь, осуждающая все гонения на каких бы то ни было людей, памятуя общее с иудеями наследие и движимая не политическими соображениями, но духовной любовью по Евангелию, сожалеет о ненависти, о гонениях и всех проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и кем бы то ни было были направлены против иудеев» (Второй Ватиканский собор 1962-1965 гг.: «Декларация об отношении церкви к нехристианским религиям», § 4). «Духовные связи и исторические взаимоотношения, связывающие церковь с иудаизмом, делают само собой разумеющимся полное неприятие антисемитизма, как противоречащего духу христианства. Антисемитизм и дискриминация в любых формах несовместимы с достоинством человеческой личности, и этого уже достаточно, чтобы их решительно отвергнуть» «Антисемитизм и все другие разновидности расизма суть «грех против Бога и человечества» и вместе с ними должен быть отвергнут и осуждён» – Иоанн Павел II. Ксендз Михаил Чайковский. Пс.43:15 – «Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками». Иер.23:2 – «Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь». Иез.36:19 – «И Я рассеял их по народам, и они развеяны по землям; Я судил их по путям их и по делам их».
«Что, я сторож брату моему?!» –
Буркнул, пряча руки, первый Каин;
Всё равно, мол, люди не поймут,
Зубы пожелтевшие оскалил.
Хуже безразличья лишь обман
С умыслом, что не дознаться людям;
Против ближнего виновны, и весьма,
На словах же, как артисты, любим.
Безразличие к себе, к стране повсюдно,
Нет огня, старания гореть,
Значит, бед пришедших не избудем —
И не избежать грядущих скоро впредь.
До всего, что рядом и вдали
Дело есть живому человеку.
Совесть пробуждённая велит
Как-то обиходить бы калеку.
Там слепец вот-вот шагнёт к ущелью,
Здесь ребёнок перелез ограду;
Если в силах, помоги хоть чем-то,
Сколько тех, кого закон ограбил.
Безразличье с жиром на мозгах,
Лень души, нечувствие к страданьям.
Потрудись — и Бог тебе воздаст,
С сострадательностью сами лучше станем.
Смотрим ли кино, читаем книгу,
Если видим доброту сердец;
Что кого-то горе там постигло –
Может то случиться с нами здесь.
То, чему там хлопали в ладоши,
Будет ли для нас с рукоплесканьем?
Бог одарит в вечности хорошим,
Рядом с добротой и падший лучше станет.
Грех ужалил тысячи несчастных,
Помоги взглянуть им на Христа;
Суд грядёт и с нас ему начаться –
И от безразличья поспеши отстать. 07.02.07. ИгЛа