Вопрос 3810: 26 т.
В чём выражалось предчувствие бед, грядущих на Россию? И как власти относились к этим предсказаниям?
Ответ:
Что и кто говорил в народе, какие были явления и кому – умолчано. А вот поэты по-малу высказывались. Властям никогда такое не нравилось и за это не хвалили. Иер.28:9 – «Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка». 3Цар.22:13 – «Посланный, который пошёл позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно [предвещают] царю доброе; пусть бы и твоё слово было согласно с словом каждого из них; изреки и ты доброе».
Глядим, глядим всё в ту же сторону,
За мшистый дол, за топкий лес.
Вослед прокаркавшему ворону, На край темнеющих небес.
Давно ли ты, громада косная, В освобождающей войне,
Как Божья туча громоносная, Вставала в буре и в огне?
О, Русь! И вот опять закована, И безглагольна, и пуста,
Какой ты чарой зачарована, Каким проклятьем проклята?
И всё ж тоска неодолимая К тебе влечёт: прими, прости.
Не ты ль одна у нас родимая? Нам больше некуда идти,
Так, во грехе тобой зачатые, Должны с тобою погибать
Мы, дети, матерью проклятые И проклинающие мать.
Д.С. Мережковский
Иер.5:9 – «Неужели Я не накажу за это? говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?»
Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жён
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мёртвых тел
Начнёт бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь – и поймёшь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! – твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно, мрачно в нём,
Как плащ его с возвышенным челом. 1830. М.Ю.Лермонтов
Иер.28:8 – «пророки, которые издавна были прежде меня и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор». Лук.24:25 – «Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!»
Среди лесов, унылых и заброшенных,
Пусть остаётся хлеб в полях нескошенным!
Мы ждём гостей незваных и непрошенных,
Мы ждём гостей!
Пускай гниют колосья перезрелые!
Они придут на нивы пожелтелые,
И не сносить вам, честные и смелые,
Своих голов!
Они растопчут нивы золотистые,
Они разроют кладбище тенистое,
Потом развяжет их уста нечистые
Кровавый хмель!
Они ворвутся в избы почернелые,
Зажгут пожар — хмельные, озверелые...
Не остановят их седины старца белые,
Ни детский плач!
Среди лесов, унылых и заброшенных,
Мы оставляем хлеб в полях нескошенным.
Мы ждём гостей незваных и непрошенных,
Своих детей!1906. Осип Мандельштам
Ам.6:10 – «и возьмёт их родственник их или сожигатель, чтобы вынести кости их из дома, и скажет находящемуся при доме: есть ли ещё у тебя кто? Тот ответит: нет никого. И скажет сей: молчи! ибо нельзя упоминать имени Господня».
Сталин взял бокал вина (может быть, стаканчик коньяка),
поднял тост, и мысль его должна сохраниться на века:
за терпенье!
Это был не просто тост (здравицам уже пришёл конец).
Выпрямившись во весь рост, великанам воздавал малец
за терпенье.
Трус хвалил героев не за честь, а за то, что в них терпенье есть.
- Вытерпели вы меня, - сказал вождь народу. И благодарил.
Это молча слушал пьяных зал. Ничего не говорил.
Вот каковская была пора. Страстотерпцы выпили за страсть,
выпили и закусили всласть. Борис Слуцкий
4Цар.21:16 – «Ещё же пролил Манассия и весьма много невинной крови, так что наполнил [ею] Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он завлёк Иуду в грех - делать неугодное в очах Господних».
Вы слышите: грохочут сапоги, и птицы ошалелые летят,
и женщины глядят из-под руки? Вы поняли, куда они глядят?
Вы слышите: грохочет барабан?
Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней...
Уходит взвод в туман-туман-туман...
А прошлое ясней-ясней-ясней.
А где же наше мужество, солдат, когда мы возвращаемся назад?
Его, наверно, женщины крадут и, как птенца, за пазуху кладут.
А где же наши женщины, дружок,
когда вступаем мы на свой порог?
Они встречают нас и вводят в дом,
но в нашем доме пахнет воровством.
А мы рукой на прошлое: враньё!
А мы с надеждой в будущее: свет!
А по полям жиреет вороньё,
а по пятам война грохочет вслед.
И снова переулком – сапоги,
и птицы ошалелые летят,
и женщины глядят из-под руки...
В затылки наши круглые глядят.Булат Окуджава
Ам.4:10 – «Посылал Я на вас моровую язву, подобную Египетской, убивал мечом юношей ваших, отводя коней в плен, так что смрад от станов ваших поднимался в ноздри ваши; и при всем том вы не обратились ко Мне, говорит Господь».
Когда владыка ассирийский Народы казнию казнил,
И Олоферн весь край азийский Его деснице покорил, –
Высок смиреньем терпеливым И крепок верой в бога сил,
Перед сатрапом горделивым Израиль выи не склонил;
Во все пределы Иудеи Проникнул трепет. Иереи
Одели вретищем алтарь. Народ завыл, объятый страхом,
Главу покрыв золой и прахом, И внял ему всевышний Царь.
Притёк сатрап к ущельям горным И зрит: их узкие врата
Замком замкнуты непокорным; Стеной, как поясом узорным,
Препоясалась высота. И над тесниной торжествуя,
Как муж на страже, в тишине Стоит, белеясь, Ветилуя
В недостижимой вышине.
Сатрап смутился изумлённый –
И гнев в нём душу помрачил...
И свой совет разноплемённый
Он – любопытный – вопросил:
«Кто сей народ? и что их сила,
И кто им вождь, и отчего
Сердца их дерзость воспалила,
И их надежда на кого?...»
И встал тогда сынов Аммона Военачальник Ахиор
И рек – и Олоферн со трона Склонил к нему и слух и взор.
1835. А.С.Пушкин
Дан.3:28 – «Ты совершил истинные суды во всём, что навёл на нас и на святой град отцов наших Иерусалим, потому что по истине и по суду навёл Ты всё это на нас за грехи наши». Иудиф.13:16 – «Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла! ибо лицо моё прельстило Олоферна на погибель его, но он не сделал со мною скверного и постыдного греха».