Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.internal_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 27

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.input_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 28

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.output_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 29

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 90

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 91
Вопрос 2093: 8 т.

Если возникло так много монастырей и такие в них были замечательные уставы, все приходящие вновь легко усваивали эти  правила, то наверное, правил этих не так много и каждая семья могла бы применять их в повседневной жизни, хотя бы отчасти?

Ответ:

В «Древних иноческих уставах»решились предложить наознакомление людям только краткие выписки из уставов, и то они весьма впечатляют. Книга большого формата– 666 страниц. В нейможно ознакомиться с некоторыми правилами монастырей. Правил Пахомия Великого – 294, и он их свёл в 21 правило. У Орсисия – 56 правил. И общих правил, вероятно коллегиально принятых -67; у Василия Великого -419 правил и для женских монастырей еще разъяснение в 19 правилах; Иоанн Кассиантолько в трёх его книгах 61глава; у Венедикта – 73 главы. Можно предположить, согласно некоторых пояснений в книге, что для внутреннего пользования есть ещё более расширенные варианты; и в каждой главе есть подпункты.

Есть много полезных правил и вполне приемлемых всеми здравомыслящими.Когда я законспектировал книгу сию, то понял, что для читателей не смогу и малой толики дать прочесть. Это нужно иметь саму книгу. Главы отдельные иногда занимают по несколько страниц.

Если надумаете применять эти правила сегодня на практике, тобудете срок мотать в строгорежимном лагере, каксадист, мазохист, попирающий все нормы нравственного поведения и раздавливающий личность человека. Десятки правозащитных организаций сразу же устремятся против вас, как тоталитарного волка. Абсолютное полное подавление личности. Воля человека - главный враг вмонастыре. Даже посылку с воли не может получить рядовой – она будет выставлена на общий стол.Случалось, что расконвоированных монахов выводили на сельхоз.работы в поле. И вот тут был самый подходящий момент сбежать из своего ГУЛага. Правилаи это предусматривали, чтостаршой, «набольший»,как его зовут, должен был хватиться этой потери и немедленно сообщитьв «город солнца» своему«Джиму Джонсу, основателю «Народного храма»,и искать беглеца.Три часа, в которые он мог бы отдалиться от любимого монастыря – были для него спасительными. Но губительными для его надсмотрщика.Стр. 153. правило 288. «Если убежит кто и смотритель раньше трёх часов не донесёт Авве, то будет повинен в погибли брата, разе только опять найдёт его (п.152)».

289 пр.«Вот наказание тому, кто погубиткакого брата из дома - три дня нести публичное покаяние. Но если он донесёт в тот же час, как тот убежит, то виновен не будет».

290 пр. «Если смотритель увидит какой грех в доме своём, и тотчас не обличит согрешающего, и не донесёт Авве монастыря, сам понесёт установленную за тот грех эпитимию»(«домом» называется общий барак) (в ГУЛагеоуновцы устроили таким доносчикам полную рубиловку – вырезали их на рассвете).

Исключительно страшным грехом почиталось заступничество за наказываемого.

«Им внушалось принимать даемыеим приказания с такимблагоговением, и исполнять и с такоюготовностью, как бы они исходили непосредственно от Самого Бога. Рассуждать о повеленном не разрешалось, и вообще заповедывалось ни в чём не верить своему уму и рассуждению. Чтобы скорее и надёжнее утвердить их в последнем, часто даваемы были им приказания, исполнение которых казалось ни с чем несообразным. Так делалось в той мысли, что кто в этих случаях исполнителен без рассуждения, конечно же будет таков и во всех других». (пр. Касиана кн. 4.п. 8,9 стр. 106 пр. 57 Пахомия).

«Сей блаженный Иоанн от юности до совершенного мужеского возраста служил старцу своему, пока тот жил на свете,с таким смирением исполнял его повеления,что сам старец изумлялся его послушанию. Желая однако же точнее узнать, откуда у него такая добродетель, от веры ли истинной и глубокой простоты сердечной, или она притворна, принужденна и оказывается только пред лицом того, кто даёт повеления. Старецчасто назначал ему послушания то пустые и ненужные, то неисполнимые.

Однажды старец взял из своего дровяника хворостинку, давно срубленную, совершенно исссохшую и даже от древности немного позагнившую и воткнул ее в землю, велел поливать её дважды в день, принося воду насвоих плечах, чтобы она, будучи таким образомкаждодневно орошаема, пустила корни, ожила, разветвилась. Приняв это послушание с обычным благоговением, юный инок, нисколько не рассуждая о невозможности получить то, что ожидалось будто, исполнял это неопустительно каждый день, нося воду за две почти мили (3, 5 км.). Так поливал он свое деревцо в продолжение целого года, не пропуская ни одного дня. Ни за болезнью, ни по причине праздника, ни по причине нужнейшей какой-либо работы, ни из-за зимней стужи и непогоды. Старец молча наблюдал за этой неутомимостью его и удостоверился, что он и принял и исполнял его приказание в простоте сердца, без всякого колебания ума, как бы оно дано ему было свыше, чем доказал искренность своего смиренного послушания. Почему, желаяположить конец этомуиспытанию, подошёл он к сухой хворостинке исказал: «Ну что, Иоанн, пустило ли корни дерево наше, или нет?» Тот сказал: «Не знаю». Тогда старец,как бы пробуя, крепко ли оно на корнях своих, легким движением вырвал хворостинку перед глазами его, ибросил её, чтобы он не поливал её более». Стр. 570 гл. 24.

«В другой раз, когда пришли братия поназидаться примером послушания, старец позвав Иоанна, сказал ему: «Беги и вон тот камень прикати сюда, как можно поскорее». Тот побежал и со всем усердием и напряжением сил началпхать камень огромный, который целая толпа народа могла бы покачнуть только. Пот лил с него градом, пропитал всё его платье, намочил и самый камень. Но ему нисколько не подумалось,что послушание не исполнимо, ибо из благоговения к старцу и по искренней простоте послушания он от всей души веровал, то старец ничего не прикажетдаром, на что не было бы у него разумного основания. (память св. Иоанна 27 марта стр. 572).

Над нами те ж, как древле, небеса

И так же льют нам благ своих потоки,

И в наши дни творятся чудеса,

И в наши дни являются пророки.

Бог не устал, - Бог шествует вперёд,

Мир борется с враждебной силойзмия,

Там – зрит слепой, там – мёртвый восстает;

Исаия жив, и жив Иеремия.

Не истощил Господь Своих даров,

Не оскудел верховной благодатью, -

Он всё творит – и Библия миров

Не замкнута последнею печатью.

Кто духом жив, в ком вера не мертва,

Кто сознает всю животворность слова,

Тот всюду зрит наитье Божества

И слышит всё, чтоскажет Иегова.

И, разогнав кудесничества чад,

В природе он усмотрит святость чуда,

И не распнёт онСлово, как Пилат,

И не предаст он Слово, как Иуда.

И брата он, как Каин, не сразит,

Гонимого с радушной лаской примет,

Смирением надменных пристыдит,

И слабого и падшего подымет.

Не унывай,о малодушный род!

Не падайте, о племена земные!

Бог не устал, - Бог шествует вперед;

Мир борется с враждебной силойзмия. 1860 Вл. Бенедиктов.

Слово и дух» Антология русской духовной поэзии Х-ХХвв. Минск. 2003.528 стр.)