Вопрос 635: 2 т.
Как связаны рождение во Христе и крещение, и как бывает у крещеных в детстве, ведь может быть, что они крещены, но свыше не родились?
Ответ:
Есть загадка: «Кто дважды родился и ни разу не крестился, и стал проповедником?» – «Петух который хорошо кукарекал для Петра, проповедуя ему о исполнении пророчества Христа об отречении Петра». Рождается яйцо, и выводится из яйца – рождение дважды.
Другая загадка: «Кто дважды крестился и ни разу не родился?» – «Тот кто в детстве принимал крещение и во взрослом состоянии, не уверовав поистине, принял крещение у сектантов». Уверование во Христа должно предшествовать крещению согласно неложного слова Спасителя и апостолов. Мрк.16:16 – «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». Деян.2:38 – «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа».
Крещение детей не вписывается в эти предписания. Когда ребенка рано впрягают в работу, или взрослые посвящают его во все не детское, и он говорит их языком, то принято говорить: ребенок, лишенный детства. Перефразируя эту ситуацию можем сказать относительно принявших детское крещения: они лишены радости, какую испытывает принимающий крещение в сознательном возрасте. Бог так установил, дал такие свойства воде, которые нельзя ничем заменить: она очищает, по смыслу самому полному, духовному – крещение вообще и не нужно, потому что душа омывается не водою, а незримо кровью Христа. 1Иоан.1:7 – «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». Евр.10:10 – «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа». Ис.53:5 – «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».
1Пет.2:24 – «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились».
Вот почему очень многие были спасены и без крещения, но без уверования во Христа – ни один. Сам по себе человек – создание дуалистичное, стоящее на грани двух миров, видимого и невидимого. Человек – это связующее звено между миром физическим и миром духовным, он состоит из тела и души, и после смерти каждая часть возвращается к своему истоку – откуда она произошла. Еккл.12:7 – «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его». По телу своему человек ничем не отличается от животного мира, не имеющего души. Еккл.3:19 – «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» Пс.72:22 – «Тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою».
Но среди животных человек главенствует, его все боятся, как палача, как людоеда. Сир.17:4 – «И вложил страх к ним во всякую плоть, чтобы господствовать им над зверями и птицами». Душою же своею человек соединяется с духовным миром Ангелов, херувимов и серафимов и немного ниже их только из-за того, что душа отягчена плотью. Живущих свято еще при жизни называют Ангелами. Мал.3:1 – «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф». Евр.2:7 – «Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих».
Крещение в воде необходимо и соделано Таинством, в котором человек омывается незримо от грехов. И хотя вода имеет очистительное действие, но на грехи она не влияет, и в данном случае даже не очищает и тело, ибо назначение ее в другом – показать в полном погружении смерть ветхого человека и рождение для новой жизни при появлении из воды на свет. 1Пет.3:21 – «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа». И хотя ребенок в детском крещении получил прощение первородного греха и сопричислен к находящимся в спасительном ковчеге в церкви, но, придя в возраст, он точно также должен родиться свыше, о чем сказано прежде, он сам сознательно должен отказаться от всего, что ему нравилось, чего достиг, и перейти на служение Христу, откликнуться на Его призыв. Евр.11:24 – «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой». Моисей хотя и был обрезан в детстве, но когда он пришел в возраст, то сознательно отказался от Египта.
Рождение свыше – это уверование во Христа, принятие Духа Святого. Вода крещения – только для плоти; если бы мы принадлежали только к духовному миру, то и воды не надо было бы. В таинстве крещения подается Дух Святой только уверовавшему, родившемуся во Христе. Если же человек был крещен неверующим, а потом уверовал, то обряд не повторяется, но Таинство (таинственное перерождение души) совершается позже – в момент обращения, уверования. «Для тех, чья жизнь после принятия ТАИНСТВА остается такой же, как и до принятия Таинства, чья душа не свергла с себя страстных нечистот, в рождаемом нимало не оказалось дара Святого Духа, ибо Христос, соединивший Собою с Богом человека, соединяет только то, что достойно соединиться с Богом» – говорит свт. Григорий Нисский (брат Василия Великого).