Вопрос 2758: 13 т.
В молитве «Отче наш» не понятно, почему стоит именно частица «но», а не какая-нибудь другая: Мф.6:13 – «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».
Ответ:
Частица «но» противопоставляется предыдущему, указывает на разницу положения. Впереди же говорится не просто об искушении, но о таком искушении, в которое может ввести Бог. Таких искушений только два: болезнь и гонение за веру. Мы просим у Бога милости на спокойную и мирную жизнь, чтобы пощадил нас и не испытывал нас строго, хотя мы должны посланные Иеговой искушения переносить безропотно. 1Пет.4:12 – «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного». Иак.1:13-14 – «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью». Можно бы вполне поставить союз «и», но переводчики, быть может, рассудили иначе, чтобы обособить одну просьбу к Богу от просьбы, касающейся избавления от лукавого духа; как бы контрастировать просьбы. Хотя в смысле перечисления просьб лучше вписалась бы «и».
Волк режет по ночам моих овец,
А крыса голубей изничтожает;
Начало этой ночи – наш конец –
Зерно не к здешнему пристало урожаю.
Нет ничего точней и безусловней,
Что чаша смертная младенцу предстоит;
Врачи пытаются поставить ей заслоны,
Но меч дамоклов не исчез, висит.
По осени, что не умрёт, прирежут, –
Гимн-реквием сопровождает свадьбы;
Забыть о смерти могут лишь невежды,
Её успех и спереди, и сзади.
Побеждена безглазая Христом
Там, на Голгофе, при судье Пилате;
Крест Иисуса станет нам мостом,
Он выкупил нас даром, не за плату.
Всем жизнелюбцам смертный приговор,
Нет выхода царям и жалким слугам.
Христа избрать, считая всё за сор,
Вождём признать Его и лучшим Другом.
Распеленать усохшие мозги,
Да сколько можно маяться в предсмертье,
Избавиться от страха и тоски,
И по-Евангельски любить Христа и верить.
Неописуемая светлость и покой
Пасхальной радостью нам пёрышки разгладит.
Мандат получен, что Христос нам свой.
Не так, как Сергию в ночь Пересвет с Ослябей.
Теракты, взрывы – не перечесть аварий,
Нам проповедуют о хрупкости всего,
О скоротечности и тленности всей твари,
Весь мир к Армагеддону гонит на разгон.
Учёные стращают нас кометой,
Смещеньем полюсов истрашным потепленьем.
Мир с безопасностью – насмешка в чёрном свете…
Евангельская вера – от смерти избавленье.29.5.05. ИгЛа