Вопрос 1082: 3 т.
Как можно определить самому человеку, находится ли он под влиянием чувств зависти, и может ли быть добрая зависть?
Ответ:
У зависти очень широкий диапазон действия, как в телесном, так и в духовном. И те, кто завидует, даже будучи обличаемы, в этом не сознаются. Апостол Павел определяет зависть противоположным: любовью. 1Кор.13:4 – «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится». Пс.105:16 – «И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню». Прит.23:6 – «Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его»; Прит.23:17 – «Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем». Прит.24:19 – «Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым». Прит.28:22 – «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его». Еккл.4:4 – «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это – суета и томление духа!»
Зависть хорошо определять на врагах. Когда ты видишь, что у них плохо, несчастье – какое у тебя чувство: сострадания или радости. И когда слышишь, что ближних твоих выделяют, отличают, награждают, а тебя пренебрегли и зазирают. Доброй завистью называется желание иметь то, чего у тебя нет. Это не есть зависть. Писание так это не называет. Зависть всегда черная и желает зла. В глазах завистливого человека всегда черный туман. И какими бы успехами ни был украшен противник, он всё изобразит в темных тонах.