В притче о блудном сыне (Лк.15:11-32) мы рассматриваем образ младшего сына. А кого Господь подразумевает под образом старшего сына? И не оба ли сына были блудными? И есть ли связь между этими сыновьями и в притче Мф.21:28-30?

Ответ:

Старший сын – это тот, кто не покидал дома Отца своего, но как жил с детства, так и живет. В этой притче изображен сын, который жил в доме отца, а потом ушел. Считается, что эта повесть об отступниках, а не о безбожниках, которые никогда и не знали отца, и не могут потому и вспомнить у свиных корыт про трапезы, какие были у него в доме отца. В таком случае старший – остающийся всегда в лоне церкви. Но вот на поверку в конце притчи он уже не только не вызывает восхищения, но его облик тускнеет, и он пред отцом даже не на одном уровне с младшим. Он судит, он знает даже откуда-то про блудниц меньшего братишки. Он ропщет, он недоволен отцом, он выговаривает своему родителю. Это наглядно видно в житии Иоасафа и Варлаама. Мф.21:28-30 – «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Второй сын не был блудным, но духовно он начал блукать совсем не в том направлении. Во второй же притче о двух сыновьях говорится не об отступившем и вернувшимся, а о много обещающем и ничего не делающем.

Мф.7:21 – «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Образец еврейства и язычества.