Вопрос 2018: 8 т.
Русские монахи не сами же придумали устав, послушания и всё, чем прославлены были монастыри? Есть же какая-то общая схема их жизнедеятельности?
Ответ:
На примереНиколы Святоши увидим всюструктуру спасения, механизм «уверования». Тут Библия вовсене требуется, достаточно нести послушания. И какие это послушания? Самое обыденное, что миллионы людей делают всю жизнь из поколенияв поколение. А здесь с таким восторгом описываются и дрова, и как чашки мыть, подавать. Это в чистом виде детская игра в монастыри.Ис.28:13 – «И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило направило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть ибудут уловлены».
Это же игра подобна игре в казаки. Библия им совершенно не нужна. Придумалиневероятно сложный ритуал. Этим жили, прославляя себя и на одних видениях, предсказаниях, снах шли из столетия в тысячелетие. Какой-то сириец выглядит в этом житии своего господина более живым, более умным,и более рассудительным. На приводимых примерах изжитий, может, и не совсемк месту и не по вопросу конкретно взятых, всё же можно понять, что же было в монастырях, там за завесой глубочайщей мистики, таинстенности. И всегда нужно помнить, что житописатель, как строжайший цензор стократ вымеривал, что же можно дать для всеобщего обозрения. А за ним еще десятки цензоров смотрели - для чего и быликомитеты при синоде. Так что нужно быть чрезвычайновнимательным, чтобы из приводимых, даже не самых ярких крупиц, представитьхотя бы отчасти сложную структуру тех учреждений, в которых подвизались не худшие представители «святой» Руси.
Никола Святоша – 14 окт.«Посему он – подобно тому, как некогда индийский царевич Иоасаф, – оставил славу и богатство, почесть и власть своего временного, земного княжения ради вечного, небесного царствия и, пришед в Печерский монастырь, облекся во святой иноческий чин. В иночестве блаженный Никола так просиял святостью своей жизни, что все, видя добрые его дела, усердно прославляли за него Господа. И, прежде всего, преуспевал он в послушании. Сначала святой Никола работал на братию в поварне; здесь он своими руками рубил дрова и смиренно носил их с берега на своих плечах, неленостно исполняя и всё остальное, что было необходимо для приготовления пищи. Он уже много потрудился, когда узнали о его подвигах братья его Изяслав и Владимир; они стали удерживать его от такой работы. Но сей истинный послушник выпросил у них со слезами, чтобы они позволили ему еще один год в поварне поработать для братии. И вот он здесь с полным старанием и усердием прослужил братии в течение целых трех лет. После сего, он как человек испытанный и ко всему способный, был приставлен стеречь монастырские ворота, и в этом послушании, никуда кроме церкви не отходя, он также пробыл три года. Оттуда он был приставлен прислуживать при братской трапезе; и это послушание он проходил с усердием и таким старанием, что пользовался расположением всей братии.
Пройдя, таким образом, благочинно все эти степени послушания, он по разрешению игумена и всей братии принял на себя подвиг безмолвия, дабы в тишине заботиться о своем спасении. Исполняя сие послушание, он своими руками устроил при келлии сад, и в продолжение всех лет иноческой жизни его никогда не видали без дела; он всегда имел в руках своих какую-нибудь работу, а на устах непрерывно сию молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!» Он никогда ничего не вкушал, кроме общей монастырской пищи на трапезе, и то в небольшом количестве. Если ему, против его желания, как князю, приходилось получать что-либо от близких ему, тогда он всё это немедленно раздавал на нужды странников, нищих и на строение церковное, так что на средства его в церковь приобретено было много книг.
Сей блаженный князь, еще во время владения своим княжеством, имел при себе очень искусного врача по имениПётр, сирийца родом, который пришел с ним и в монастырь. Врач этот, видя добровольную нищету своего господина, оставил его и проживал в Киеве, врачуя там многих. Впрочем, он неоднократно приходил к блаженному и, видя его в великих лишениях и безмерном посте, служащим в кухне и стражем у ворот монастырских, так увещевал оставить сей образ жизни:«Князь, тебе следует позаботиться о своем здоровье, дабы тебе непомерным трудом и воздержанием не ослабить совсем своей плоти, ибо, если ты изнеможешь, для тебя станет неудобоносимым иго, которое ты Христа ради пожелал взять на себя. Ведь Бог не ищет поста или подвига выше сил, но только чистого и смиренного сердца. Ты работаешь на иноков, как купленный раб.
…Итак, если ты не послушаешь моегосовета, – то преждевременно умрёшь». Подобные слова врач Пётр, научаемый братьями святого Николы, часто говорил ему, когда сидел с ним то в поварне, то при воротах.
Тот отвечал: «Брат Пётр! Часто думая о спасении души своей, я решил, что не должно щадить плоти, дабы она не вступала в борьбу с духом и не возбуждала в душе моей брани. Утомляемая же подвигом воздержания, она смиряется, но не изнемогает; а если бы и изнемогла, то ведь Апостол сказал: «сила моя в немощи совершается» (2Кор.2:5). И еще: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:12).
Бог желает смиренного и чистого сердца, но его не может быть без поста и подвига, потому что пост – матерь целомудрия и чистоты. И еще сказано: «Он смирил сердце их работами» (Пс.106:12). Я благодарю Бога за то, что Он освободил меня от мирских забот и соделал меня рабом для Своих рабов, – сих блаженных черноризцев; ведь я, будучи князем, под видом работы для них, работаю для Царя царей… Если сего не делал раньше меня ни один из Русских князей, то я, последуя Царю Небесному, положу начало; может быть, с сего времени кто-нибудь и станет подражать мне, последуя моему примеру.Наконец, вместе с научающими тебя советую заботиться более о себе самом!
Многократно происходило также и следующее. Когда сей блаженный князь, утомившись в подвиге послушания, впадал в болезнь, тогда врач Пётр, узнав об этом, немедленно приготовлял ему лекарства, нужные при той или другой болезни. Но князь всегда до прибытия врача с лекарством, Божиею помощью, делался здоровым и никогда не дозволял лечить себя.
Николе было предсказано умереть вскоре. Врач Петр сириец согласился вместо него уйти из жизни. Блаженный сказал ему: «Пусть будет так, как ты желаешь, если так угодно Господу. Итак, помолимся Ему оба,но только в иноческом чине».Тогда, по совету блаженного, врач постригся в иноческий чин и пробыл в течение трёх месяцев на молитве, беспрестанно, день и ночь, проливая слёзы…
По смерти врача блаженный князь Никола Святоша подвизался еще тридцать лет, не выходя из монастыря и, достигнув, согласно прозвищу, совершенства в святой жизни, преставился в вечную жизнь к Святейшему всех святых Царю смирения – Иисусу. … Особенно плакали братья блаженного, Изяслав и Владимир. Изяслав обратился к игумену монастыря с просьбою, чтобы он отдал ему на благословение и утешение крест умершего, подушку и скамью, на которой он совершал коленопреклонение.
Заболел брат Николы.Послали в Печерский монастырь и взяли там в сосуде воды, которою пред тем обмыли гроб преподобного Феодосия. С тех пор Изяслав всегда надевал на себя сию власяницу, когда заболевал, и немедленно становился здоровым. Кроме того, он всегда имел на себе эту власяницу, когда шёл на войну, и таким образом оставался невредимым. Один раз согрешив, он не решился надеть ее на себя и в тот раз был убит на войне; однако он еще заранее приказал похоронить себя в ней.Святослав Святоша (названный так за свое благочестие) при крещении был назван Панкратием, а в иночестве Николаем».
Серафим Сар. – 2 янв. «Так сделал угодник Божий потому, что считал неудобным и неполезным, чтобы чистые девы жили вместе со вдовами, проведшими некоторое время в брачной жизни…
Но, благодаря благодатному влиянию преподобного Серафима, Дивеевская обитель стала привлекать к себе всё более и более сестер, искавших, под отеческим руководством святого старца, богоугодной иноческой жизни. Некоторые посвящали жизнь свою Богу в Дивеевской обители из благодарности за исцеление, полученные по молитвам святого старца.Иных он, по своей прозорливости, с малолетства как бы предназначал к сему, и заранее, в духе сего предназначения, руководствовал к поступлению в обитель. Дивеевская община возведена в третьеклассный женский монастырь, и в настоящее время представляет собою одну из самых многолюднейших и благоустроеннейших женских обителей на Руси, вмещающую в себе до 1000 и даже свыше сестёр».
Пахомий Велик. – 15 мая.«Когда наступил праздник святой Пасхи, Паламон сказал Пахомию, что в этот день он будет дважды вкушать пищу. Приготовляя пищу, Пахомий влил в нее немного масла. Но Паламон не захотел такого ослабления поста даже и в день Пасхи. С великою скорбью он говорил: «Мой Бог был распят за меня, а я буду есть масло, которое дает крепость телу».
Он хотел было совсем отказаться от пищи до другого дня. Старец только тогда согласился принять пищу, когда Пахомий бросил соль, содержавшую немного масла и подал ему соль, посыпанную золой. Пахомий с великим смирением просил прощения. Конечно они оба вкусили хлеба с солью. Слёзы текли по ланитам строгого старца и смиренного ученика, желавшего во всем подражать своему любимому учителю… Здесь Пахомий услышал голос: «Пахомий, Пахомий, подвизайся и пребывай на этом месте; построй себе обитель, и множество людей придут к тебе, чтобы сделаться монахами около тебя, и получат они пользу душам своим». Пахомий немедленно идёт к авве Паламону и сообщает ему об этом. Тогда они оба отправляются в Тавенниси и строят здесь обитель, строят собственно небольшое иноческое жилище».
Спортсмен утрами бегает красиво,2Макк.4:9
На спортплощадке мускулы качает...Быт.3:19
Приятно видеть лошадь не пассивной,Матф.10:10
Но пашущей, пасущейся ночами.1Тим.5:18
Спортзал пропитанкриками и потом,2Макк.4:14
Творят атлеты просто чудеса;Иоан.20:4
Рекорды ставят в розницу и оптом –2Цар.18:26
Не зря коптили, значит, небеса?Сир.44:8
Разговорился с чемпионом местным,Еккл.5:16
Он днюет и ночует в беготне.Пс.38:7
Быть победителем, конечно, очень лестно -1Кор.9:24
От зрителей трибунам сатанеть.2Цар.2:14
А сколько там гордыни и неправды,Зах.11:16
Подделки, ставок, подлостей и драки!1Кор.9:25
Ликуют демоны, а Ангелыне рады:Матф.18:10
Так мало пользы, множатся утраты…1Тим.4:8
Духовная гимнастика умаПрит.4:5
Поможет упражнением возвысить добродетель.Прит.19:8
С утра обязанностей полная сума,Деян.20:35
Сиротки квечеру накормлены, одеты.Иов.29:12
В ущерб душенапрасны все потуги,Пс.9:39
От смерти не помогут убежать;Лук.12:20
Наматывают ноги круг за кругом,Еккл.5:10
Душа забитая оставлена лежать.Пс.141:4
Спешите делатьчуткое добро,Рим.12:10
Поднять больных, лежачих на прогулку,Лук.16:20
В орла переродится трудолюбивый крот:Ис.40:31
Звать ко Христу, кто жив, из переулков.Лук.14:21
Трещит от тяжестипод штангой позвоночник 2Кор.1:8
И лопается сердце от натуги.1Кор.10:13
Христианин же в старости и плодовит, и сочен, Пс.91:15
Свободно разогнёт лукавства дуги.Пр.28:11
Козлы-архаровцы столпились на уступе;Мф.25:32
Как ястреб, дьявол души закогтил.Сир.6:2
Спорт по Писанию рассматривай, как в лупу,Прит.1:6
Что не для неба – отправляйв утиль.4.9.03 ИгЛаМф.6:33