Вопрос 1965: 7 т.
Какое основное качество отличает первых христиан и тех, кто стали принимать на себя звания иные, «ангельские»?
Ответ:
Любовь ко Христу и к ближним. Те христиане были переполнены желанием донести истину о воскресшем Искупителе до самых концов вселенной. Они умирали за это. Их казнили за проповедь. Проповедь – это выражение подлинной любви и к Богу и к людям. Но когда стали учить, что нужно дать некий обет, буквально заклясться, что ты не выйдешь из-за стен монастыря, что тебе абсолютно безразлична участь тех, кто не твоего круга – не инок, не монах – вот это-то и было вершиной нелюбви к Богу и к людям. Пренебрежение заповедью Христа идти в мир с проповедью. Вот пример – вчерашний распинатель стал Апостолом, благодаря проповеди и встрече со Христом. Голос свыше при самом обращении Савла возвестил о его дальнейшей жизни и назначении, и он всею жизнью старался это выполнить, видя в этом высшую любовь, когда он за дело проповеди полагал жизнь. И какой голос, от кого всегда раздавался тем, кто желал спастись? Но этот голос гнал их в пустыни, и там замораживал, как тибетских йогов, впадающих в анабиоз пещерный. Деян.22:21 – «И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам». Какой же голос отшельникам говорил бежать как можно дальше в пустыню и гнал он их всё глубже. Когда их находил кто-то, они тут же срывались и снова искали еще более глубокую яму и пещеру. Но наш Господь не изменяет свои намерения относительно способа спасения людей. Евр.13:8 – «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же». Лук.4:42 – «Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них».
Высоко в горы лезут только бесы и люди, которых называют альпинисты и они там срываются в пропасти, как козлища. Господь наш уходил для молитвы в пустыню и тут же возвращался с победой. Если же не возвращаются, значит диавол их там проглотил? Мф.4:1 – «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола».
Лонгин – 16 окт. «Предание же церковное к засвидетельствованному в Евангелии прибавляет, что Лонгин был тот воин, который пронзил рёбра распятому Господу Иисусу Христу, и от истекшей крови и воды получил исцеление больных глаз своих. Тот же Лонгин был и в числе стражей, приставленных Пилатом к Животворящему телу Иисуса Христа, лежавшему во гробе. Когда же Господь преславно воскрес от гроба и Своим чудным восстанием навел на стражу ужас, тогда Лонгин и два воина окончательно уверовали во Христа, и сделались проповедниками Воскресения Христова, – ибо они возвестили Пилату и архиереям обо всем происшедшем. Архиереи и старейшины, устроив совещание, дали воинам довольно денег, чтобы они утаили о воскресении Христовом и сказали, что ученики Христа, пришедши ночью, украли Его, когда они спали (Мф.28:11-13). Однако Лонгин денег не взял и утаить чуда не захотел, но еще усерднее стал свидетельствовать о нем, и свидетельство его было истинно. Посему Пилат и все иудейское сонмище возненавидели Лонгина, и весь гнев свой, который они прежде имели на Христа, обратили теперь на Лонгина. Лонгин открыто проповедовал о Христе, что Он есть Истинный Бог, и что он, Лонгин, был самовидцем животворящей смерти Его и воскресения. За сие свидетельство Лонгин подвергся ненависти и гонению со стороны врагов Иисуса Христа, которые стали изыскивать причину, чтобы погубить его, но, не находя за ним вины, не решались, потому что Лонгин был старейший из воинов, человек честный и известный самому кесарю. Когда же Лонгин узнал об их злом намерении, то восхотел лучше быть отверженным от них и остаться со Христом, чем жить в селениях Иудейских. Он оставил свой воинский сан, одежду и пояс и, взяв двоих друзей своих, которые имели такую же ревность по Христе, уклонился от народного общения и посвятил себя на служение Единому Богу… пошел со своими друзьями в Каппадокию; там он стал проповедником и Апостолом Христовым, и многих обратил от заблуждения к Богу…
Вскоре сделалось известным всему собранию иудейскому в Иерусалиме, что Лонгин распространяет свое учение по всей Каппадокии и проповедует о воскресении Христовом».
Мартин Милостивый – 12 окт. «И вот, по внушению Святого Духа, он громко начал свою пламенную проповедь, возвещая Божие слово язычникам и часто вздыхая из глубины души, что такое множество народа не знает Господа Спасителя».
Василий Вел. – 1 янв. «Беседы как на Шестоднев, так и на псалмы, говорены были в храме и потому наряду с изъяснением заключают в себе увещание, утешение и поучение….
Григорий Богослов так отзывается о достоинстве творений Василия Великого. «Везде одно и величайшее услаждение – это писание и творения Василиевы. После него не нужно писателям иного богатства, кроме его писаний. Вместо всех – один он стал достаточен учащимся для образования».
Макарий Ег. – 19 янв.«Однажды преподобный Макарий пошел из скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда они уже приближались к горе, преподобный сказал своему ученику: «Пойди немного впереди меня».
Ученик пошел впереди преподобного и встретил языческого жреца, поспешно идущего ему навстречу и несшего большое бревно. Увидав его, инок закричал: «Слышишь ли, слышишь ли, ты, демон! Куда ты идешь?» Жрец остановился и сильно побил инока, так что он едва остался жив. Схватив, затем, брошенное было, бревно, жрец убежал. Спустя немного ему встретился преподобный Макарий, который сказал ему: «Спасайся, трудолюбец, спасайся». Удивленный такими словами преподобного, жрец остановился и спросил его: «Что хорошего ты усмотрел во мне, что приветствуешь меня такими словами?»
«Я вижу, что ты трудишься», – отвечал преподобный. Тогда жрец сказал: «Умилился я, отче, от твоих слов, ибо я вижу чрез это, что ты человек Божий. Вот перед тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти». И с этими словами жрец припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря: «Не оставлю я тебя, отче, до тех пор, пока ты не обратишь меня в христианство и не соделаешь иноком»… Потом, окрестив его, они сделали его иноком, и ради него множество язычников обратилось в христианство».
Серафим Сар. – 2 янв. «Блаженному иеромонаху Тимону, верному ученику своему, подвизавшемуся в Надеевской пустыни, причем преподал ему последние душеполезные наставления.
«Сей, – повторял он ему,– сей, о. Тимон, – данную тебе пшеницу. Сей на благой земле, сей и на песке, сей и на камне, сей при пути, сей и в тернии, всё где-нибудь да прозябнет и возрастёт и плод принесёт, хотя и не скоро. И данный тебе таланта не скрывай в земле, да не истязан будешь от Господина своего; но отдавай его торжникам, – пусть куплю делают»…. побывал и в том небольшом, между стеною келлии и печкою, помещении, где угодник Божий часто подвизался в молитвенных трудах, и куда едва мог войти один человек, оставаясь там в стоячем или коленопреклоненном положении, ибо присесть или облокотиться нельзя было там никак».
Григорий Арм. – 30 сент. «Он устроил множество монастырей, в которых с успехом процветало дело евангельской проповеди. Так всё благоустроив, святой Григорий удалился в пустыню, где, угождая Богу, и окончил свою земную жизнь… Так уверовала Армения во Христа».
Иоанн Богосл. – 26 сент. «Святой Иоанн начал проповедывать им о Христе и обличать их прельщение, и многие из них, уверовавши, крестились.
После сего вышел Иоанн на торговую площадь, где собрался к нему почти весь город, чтобы слышать слово Божие… От старости он не имел уже сил проповедывать слово Божие даже и в окрестностях Ефеса. Теперь он только поучал епископов Церкви и воодушевлял их неустанно учить народ слову Евангельскому, а особенно помнить и проповедывать первую и главную Евангельскую заповедь, заповедь любви…. Кроме великих трудов по распространению христианской веры среди язычников, св. Апостол Иоанн послужил Церкви Христовой еще и трудами письменными. Он написал св. Евангелие, три послания и Апокалипсис, или книгу откровений».
Спевсипп –16 янв. «Святой Поликарп, епископ Смирнский, ученик святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, желая, по действию Духа Святого, умножить словесное стадо верующих во Христа, послал в различные страны своих учеников с тем, чтобы они безбоязненно проповедывали всюду слово Божие».
Кодрат – 21 сент. «своею проповедью многих он привел к свету Богоразумия».
Каллистрат – 27 сент. «сюда принес он драгоценный бисер – веру во Христа, которым обогатил сына своего, отца Каллистрата и всех домашних своих, передавая им о Христе Иисусе всё, что видел своими очами и что слышал от Апостолов».
Алфей Ап. – 26 мая. «Святой Апостол Алфей происходил из галилейского города Капернаума, но где он проповедывал Евангелие – неизвестно».
Лукиллиан – 3 июня. «Однажды блаженный Климент, исполненный Духа Святого, сказал: «0 возлюбленный брат мой Дионисий! Видишь ли, как обильна жатва Господня посева в язычниках и как мало делателей в слове проповеди Божией. А так как ты вполне научен православной вере и достиг совершенства в добродетелях христианского закона, то, – прошу тебя, – иди в Западные страны для имени Господа нашего Иисуса Христа, как добрый воин Его ополчись против врагов Господа нашего и побеждай их силою укрепляющего тебя Бога».
Святой Дионисий от всего сердца согласился на это, и тогда блаженный Климент начал ему искать и собирать друзей, помощников и сослужителей, благочестивых и премудрых, сияющих святой жизнью. Между ними избрал он и святого Лукиана, поставил его епископом и подружил с святым Дионисием, чтобы ему он был спутником и сподвижником в проповедании слова Божия, прочим же – отцом в Духе Святом, учителем и наставником. Устроив так, блаженный Климент приветливыми словами утверждал избранных, говоря: «Идите, прелюбезные братия, идите, непобедимые воины Христовы, и как Господь пребывал со святыми отцами нашими Апостолами и с их сподвижниками, так да пребудет и с вами, проповедниками Его святого имени: ибо (многое и) неисчетное число народа из язычников будет вами приобретено для Господа и введено в ограду Его».
Лука – 18 окт. «Прибыв в Рим, святой Лука также находился при Апостоле Павле и вместе с Марком, Аристархом и некоторыми другими спутниками Апостола, проповедовал Христа в этой столице древнего мира. В Риме же святой Лука написал свое Евангелие и книгу Деяний святых Апостолов. Святой Апостол Павел руководил им в сем деле и потом одобрил написанное святым Лукою Евангелие. Точно также и книга Деяний Апостольских написана была, как говорит церковное предание, по повелению Апостола Павла».
«По кончине Апостола Павла, святой Лука, как говорит церковное предание, благовествовал Христа в Италии, Далмации, Галлии, а в особенности в Македонии, – в которой он и прежде трудился несколько лет, а также и в соседней с Македонией Ахаии.
Уже в глубокой старости Апостол Лука предпринял путешествие в отдаленный Египет и перенес здесь много трудов и огорчений ради славы святого имени Иисусова. Он пришел в Египет, пройдя предварительно всю Ливию, и в Египте, – в Фиваиде, – многих обратил ко Христу».
Аполлинарий – 23 июля. «пришел из Антиохии в Рим; здесь вначале, вшедши в иудейское собрание, он назвался иудеянином. И стал возвещать учение об Иисусе Христе, доказывая свидетельством пророческих книг, что Христос есть истинно Сын Божий, пришедший для спасения рода человеческого; он поведал и о всех чудесах Господа Иисуса, которые Он сотворил среди Израиля. Когда святой Апостол Петр ежедневно проповедовал таким образом в сонмище иудейском, многие из иудеев уверовали во Христа, и не только из иудеев, но многие и из римлян, слыша проповедь Апостола, с радостью принимали его слово, говоря: – Бог взыскал род человеческий, пославши Сына Своего для обновления мира.
И, уверовав во Христа, крестились. Не мало времени спустя святой Апостол Петр обратился к ученику своему Аполлинарию, пришедшему с ним из Антиохии, с такими словами: «Вот ты хорошо наставлен в познании Христа, Сына Божия и вполне уведал все Его божественные деяния. Итак прими освящение Святого Духа и иди в многолюдный город Равенну и, ничего не боясь, проповедуй там имя Иисуса Христа!»
Аристион – 3 сент. «Сей св. Аристион был епископом Александрии приморской. Он ревностно проповедовал о Христе и Его спасительных страданиях, смерти и воскресении, а также поучал народ о том, что всё на земле тленно и скоропреходяще, а вечны и нетленны только будущие небесные блага. За таковое учение он был приведен на суд к правителю города Александрии и, после того, как исповедал Христа истинным Богом, осужден был на сожжение, и в сем мученическом подвиге окончил свою блаженную жизнь».