Вопрос 627: 2 т.
Согласно вашим словам, если не помнишь момента встречи с Богом, то обращения не было. Даже если разумом принимаешь и священное Писание и все правила-каноны – все равно нельзя принимать крещение? Нужно ждать этого яркого момента? А если этого никогда не произойдет?
Ответ:
Мне приходится очень сильно напрягаться, чтобы не заплакать здесь же за кафедрой. Дорогие мои, милые мои, любезные мои. Я говорю только о том, что нахожу в Писании, и что нахожу сам. Я мог бы вам не говорить этого, чтобы не тревожить вас, принимающих умом Писание и каноны, и правила, но я не могу удержать в себе эту радость встречи со Христом, благодати Духа Святого, крещения Духом Святым, которая не уменьшилась во мне за 40 лет, а только всё разгорается сильнее и сильнее. Иез.47:1,4-5 – «Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника… И еще отмерил тысячу, и повел меня по воде; воды было по колено. И еще отмерил тысячу, и повел меня; воды было по поясницу. И еще отмерил тысячу, и уже тут был такой поток, через который я не мог идти, потому что вода была так высока, что надлежало плыть, а переходить нельзя было этот поток». Когда наш батюшка допускает до крещения всех, прошедших оглашение в несколько лет, но в которых огня нет и нет, он вынужден это делать, говоря: «Мы не можем руководствоваться чувствами», и нет никакого канона, который воспрепятствовал им креститься: «Не могу же я требовать с них, чтобы все были такими как ты, и так понимали». На это я отвечаю: «На меня и не надо быть похожими, потому что я грешный и очень страстный, увлекающийся человек, но ты же видишь, что они мертвые, что в них нет никакого огня, что они не будут двигаться вперед». Но, по пословице: бодливой корове Бог рог не дает – я не священник, но все же мысленно эту рогожку примеряю на себя: а если бы?.. Я точно также допустил бы их до крещения, будучи связан канонами, но я бы им говорил обязательно: «Вы мертвы, вам нельзя креститься, вы обманываете этим себя и Бога. Если вы креститесь сегодня, то дверь в храм окажется просто сорванной с петель, взломанной, протараненной канонами, которые сметают и меня вместе с дверью. И вы с тлеющим гнильем в мозгах войдете на литургию верных как настоящие христиане, не будучи таковыми по духу. Вы отныне перестанете тосковать за закрытыми дверями и будете считать себя как бы достигшими всего. Вы будете подобны молодому ростку, опущенному в кипяток, не созревшему до его температуры. Вы уже не будете тосковать нежным стенанием горлинки, прося любви. В вас незримо вселится чувство победителя-насильника, добившегося, но не получившего взаимности. Блаженны плачущие. Блаженство это не для хористов, а для плачущих. Рожденный свыше во всем и везде видит Бога, одного Бога – в травинке, в ветке, в событиях, в скорбях и испытаниях. Сердце усваивает Его Одного, и им живет, даже само будучи не очищено, и оно тоскует, желая обращения к нему». Православные сегодня об этом ничего не знают, всё сведено к механическому формализму и сорочьему снобизму всё знающих и повидавших, всё изучивших. Мф.6:33 – «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Душа в которой не вспыхнул свет любви к Богу – она должна тосковать, искать Возлюбленного и плакать о Нем, если этой встречи нет, если Он прошел мимо. Песн.5:4-6 – «Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него. Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка. Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне».
Я представляю как на эти вопросы отвечает Андрей Кураев, Амвросий Юрасов и другие академисты профессора. После их ответов хочется пить воду, смочить рот и внутренности. Они криком кричат: мы сами этого не пережили, зачем вы нас спрашиваете? Их ответы понятны миру и мир слушает их. 1Иоан.4:5 – «Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их». Но они не одни, так отвечают все, так преподают в академиях. Они цитируют Библию, но слова их мертвы, они не оживотворяют уже, когда проходят через них. Это я отношу ко всем, будь то патриархия, зарубежники или старообрядцы.
Где вы, познавшие радость спасения?
Где вы, омытые кровью с креста?
Иль вы не видите наши мученья,
Или забыли заветы Христа?
В тьме беспросветной весь мир погибает,
Тысячи стонут в неравной борьбе.
В пламени адском вся внутренность тает.
Сжальтесь, прийдите, зовем вас к себе!
Нас покрывают лохмотья порока,
Нищи, убоги мы, помощи ждем.
Скоро ль услышим мы голос пророка,
Скоро ль спасенье и мир обретем?
В чаде угарном больного веселья,
В пламени жгучих безбожных речей,
В чаше отравы мы ищем забвенья,
Гибнем мы! Где ж вы? спасите скорей!
Дней остается теперь уж немного,
Верно, что близится страшный конец.
Взор наш тускнеет и мучит тревога,
Слышишь ли призыв погибших сердец?
О, укажите нам путь к избавленью.
Нам говорят, вы познали Его.
Или вы чужды душой к сожаленью?
Иль не способны любить никого?
Где вы, о где вы, носители света,
Дети чертога и вечного дня?
Мы вас зовем и не слышим ответа,
Иль вы заснули, молчанье храня?
Слушайте, слушайте призыв набатный,
Слушайте вопль ваших братьев-людей.
Он затопил ширь земли необъятной,
Горы и бездны как волны морей.