Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.internal_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 27

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.input_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 28

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.output_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 29

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 90

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 91
Вопрос 1259: 4 т.

Можно ли ставить свечи за человека, который был крещен, но не жил христианской жизнью?

Ответ:

Христиане апостольских времен этот вопрос не могли поставить, ибо в Слове Божием нет ни единого намека, что должны быть в храме свечи, как жертва, как умилостивление Бога. Любое дело кто-то же придумывал, и был кто-то первый, кто изобрел колесо, потом ось и спицы, и люди увидели, как это облегчило их жизнь. Шли годы, и колесо совершенствовалось, делалось мягким, упругим, более прочным. Для кого-то это источник дохода.

С какой же целью возникла свеча? Слово «светильник» употребляется 102 раза, и ни разу в смысле жертвы Богу. Деян.20:8 – «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников». Это единственное место, на которое ссылаются апологеты свечей, вкладывая свой смысл в это предложение. Но назначение светильников было одно: светить, освещать, прогонять тьму. Быт.1:15 – «И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так». К этим божественным светильникам, освещающим землю, что может добавить человек своей свечкой и что осветить, если горит яркий электрический свет в комнате? В житиях известно, что свечи были, но назначение их очень часто было только для освещения. В ветхозаветной скиниии были светильники, подобие сегодняшних лампадок. Что-то подобное было и у язычников. Исх.25:31 – «И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него». Посл.Иер.1:18 – «Зажигают для них светильники, и больше, нежели для себя самих, а они ни одного их них не могут видеть». Светильники были в домах, и кто вставал рано, зажигал их, ибо они были необходимы для работы. У трудолюбивого человека, у рачительной хозяйки свет в окне не гас далеко за полночь. Прит.31:18 – «Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью».

Во время передвижения ночью в темноте пользовались фонарями и факелами, которые назывались светильниками. Иоан.18:3 – «Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием». Светильник, как освещение пути для безопасности движения, употребляется и в аллегорическом смысле. Светильником называется разум человека, его сердце, добрые дела. Мф.5:16 – «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». 1Пет.2:12 – «И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения». Мф.25:1 – «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху».

Тайновидец Иоанн видит в откровении светильники на небе. Защитники необходимости свечей пытаются ссылаться и на это место, но Библия запрещает перетолковывать ее смысл и сурово наказывает за это вольнодумцев. Что означают светильники, Священное Писание сразу же и разъясняет, что это не свечи в церкви, но сами церкви. Откр.1:20 – «Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей». Прит.13:9 – «Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает. [Души коварные блуждают в грехах, а праведники сострадают и милуют]». Прит.20:20 – «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы». Прит.20:27 – «Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца».

Прит.24:20 – «Потому что злой не имеет будущности, – светильник нечестивых угаснет». Сир.26:22 – «Что светильник, сияющий на святом свещнике, то красота лица ее в зрелом возрасте». 2Пет.1:19 – «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших». Мф.6:22 – «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло». Прит.6:23 «Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни».

Свечи вошли как необходимость при богослужении. Почему-то не поставили никаких ограничений святые отцы, кроме одного, что они должны быть чисто восковые; и поэтому открылось широкое поле деятельности для всех. Для коммерсантов, которые будут их изготовлять (целая софринская гильдия). Изготовление свечей усовершенствовалось с годами, и задача стояла только одна: сделать дешевле и продать дороже. На производстве их работают неверующие люди, не имеющие никакого страха Божия. За счет чего можно удешевить свечу? Это материал и вес. Чистых восковых свечей не изготавливают нигде, кроме как в частном порядке бабушки. Свечи состоят в основном из парафина, церазина и других нефтепродуктов с добавлением красителей. Сгорая, они коптят, заволакивая толстым слоем сажи иконные лики, стены, и исключительно отрицательно влияют на зрение (катаракта). Присмотритесь, когда падают солнечные лучи на подсвечник, что подымается кверху, какие миазмы. Сажа и непонятно что, как в кузнице. Сколько этой копоти падает на одежду молельщиков! Нет ни одной чистой свечи. Чистое приносится Чистому, а нечистое – нечистому. Таков закон. Бог не приемлет порченое и нечистое, а делающих такое проклинает как лукавых делателей, как лицемеров и крохоборов.

Лев.10:10 – «Чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого». Иез.44:23 – «Они должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто». Мал.1:8 – «И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф».

Разве церковное руководство не знает про это? Карл Маркс говорил, что при выгоде в 400% нет того преступления, на которое не пойдет капитал, даже под страхом виселицы. Дивиденды с продажи свечей потрясающи – 2000%, то есть пять виселиц. В каких рясах, какая мафия крутит эти деньги? И просто так, без крови, они уже никогда не прикроют эту лавочку. Сидят специальные люди, взвешивают на аптекарских весах, чего же еще добавить дешевого и как сделать свечу тоньше и дороже. Как-то писали в газетах о том, что изготовители растительного масла скормили покупателям в виде добавки для дешевизны 400 тонн технического масла. Производители колбас сумели протолкнуть в желудочно-кишечный тракт своих соотечественников тонны размельченной туалетной бумаги и десятки тонн пыли, полученной от мраморной крошки. Но разве вред, причиненный этими дельцами можно сравнить с теми, кто нечистое выдает за святыню, кто мерзость освящает крестом? Ис.66:3 – «[Беззаконник же,] заколающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам [в память] – то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их».

Появилась свеча – и все поняли, какая огромная выгода от нее всем: художникам – ибо срок жизни иконы уменьшается в десятки раз; наблюдатели за свечами – тоже при деле, продавцы. Стали писать книги, как правильно передавать свечи, через какое плечо. Делают свечи пасхальные, с украшениями и пудовые – «купеческие». Мне пришлось быть на свечном заводе зарубежной церкви близ Нью-Йорка у священника Алексея Макрина, под храмом. Огромные баки со специальными охладителями для скорости изготовления, центнера стеарина. Вы когда-нибудь были на пасеке? Какой там микроклимат! Как пчёлка – Божья мошка – изготавливает воск, вам не приходилось читать про это? Это фактически пчелиный пот молодых пчел. А вещество для него они собирают не с тысяч, а с миллионов цветов (чтобы собрать одни килограмм мёда, пчеле требуется посетить около 4 миллионов цветов). Об этом хорошо сказано в житии Макария Александрийского. Горение свечи означает любящее Бога сердце, его чистоту, процветание в различных многообразных добродетелях. Если Вы возьмете в руки чистые восковые свечи, то Вы никогда уже не забудете их медовый запах, их благоухание. Правильное отношение к свечам мне приходилось видеть только в Псково-Печерском монастыре и более нигде. Воск у них только с пасеки, чистейший. Даже для смазывания трубочек нельзя применять ничего кроме чистого растительного масла – елея. Нитка фитиля должна быть из природного материала. Далее, настоятель сам определяет сколько, необходимо зажечь свечей, и чтобы не было никакого передвижения по храму ни свечей, ни тех, кто их будет ставить. Настоятель может поручить это одному из служителей, не двум и не трем, и стараться зажигать их до начала богослужения. Свеча должна догорать до конца и сама погаснуть (настоящее всесожжение). Во всех храмах сегодня (не считая армянских) идет наглое, неприкрытое воровство – одна треть свечи еще не сгорела, как ее уже гасят, и ворованные огарки сбрасывают вниз на переплавку. И это лучший вариант среди воров. Очень часто, когда большой приток грешников-прохожан, и свечей поступает так много, что их можно сжечь только в паровозной топке, их складывают в корзины и заново направляют на продажу к свечному ящику. Иногда эта мерзость перепродается многократно, всё воскресая и снова отправляясь в греховный путь. Придумали целую систему: за кого, когда, какую свечу можно ставить. Все эти вопросы возникли от полной бездуховности, от язычества невозрожденных лжехристиан.

Ни за кого не ставить, и у нас, у православных, свеча не приближает нас к Богу, а только лишь символизирует, напоминает о нашем стоянии перед Богом, что мы обращаемся к Библии, как к светильнику, что мы исполняем заповеди Христа и творим добрые дела. Горение восковой свечи благотворно для дыхания всех больных и астматиков, благотворно для зрения, как колебание пламени. Дает умиротворенное настроение и теплоту в душе, как бы настраивая на молитвенное состояние. В наших общинах всё делается именно так, как здесь описано. По благословению священника чистые наши сестры готовят свечи, которые еще до зажигания ароматом наполняют всю церковь. Да будут благословенны их руки. На покупку воска средства дают все желающие в этом участвовать добровольно. Это вторая десятина. Тов.1:6 – «Я же один часто ходил в Иерусалим на праздники, как предписано всему Израилю установлением вечным, с начатками и десятинами произведений земли и начатками шерсти овец и отдавал это священникам, сынам Аароновым, для жертвенника: десятину всех произведений давал сынам Левииным, служащим в Иерусалиме; другую десятину продавал, и каждый год ходил и издерживал ее в Иерусалиме; а третью давал, кому следовало, как заповедала мне Деввора, мать отца моего, когда я после отца моего остался сиротою».

Противники использования свечей имеют больше доводов в пользу того, что свечи в церкви вообще не нужны. Но они не правы, когда говорят, что свечей никогда не было в церкви. Вот история свечи в течение двух тысяч лет по «Житиям святых»:

1 января. Василий. Пресвитер Анастасий сказал своей жене Феонии: зажги свечи.

2 января. Серафим Саровский. Много восковых свечей приносили к нему.

8 февраля. Феодор Стратилат. Когда справляли память ему, то были свечи и кадила.

11 февраля. Власий. В память мою возжигайте свечи и фимиам.

12 февраля. Алексий митрополит. Поехал к ханше Тайдулле, и свеча сама зажглась у гроба Петра.

12 марта. Феофан. На острове зажёг свечу и фимиам, приветствуя далеко в море невидимого ему, провозимого мимо на корабле патриарха Никифора, едущего в ссылку.

14 марта. Венедикт. Юноша светил ему при ужине.

3 апреля. Никита. Анфим держал в темнице свечу.

2 мая. Борис. Пономарь забыл потушить свечу и сгорела церковь.

11 мая. Мефодий. Зажгли белые свечи.

23 июня. Покаяние Феофила. Бесы шли с зажжёнными свечами и в светлых одеждах.

3 июля. Иакинф. 38 дней не притрагивался к пище идоложертвенной. Ангелы возжигали свечи в темнице.

7 июля. Астион. Увидел беса с зажжённой свечой.

18 июля. Леонтий. Воины крестились и ходили в белых одеждах и со свечами.

21 июля. Симеон юродивый. Тушил в храме свечи и бросал в женщин орехами.

7 августа. Пимен. Ангелы постригли его, и свеча 40 дней не гасла.

17 августа. Патрокл. Похоронили с немногими свечами.

30 августа. Александр Невский. Свечи сами загорелись и разлилась теплота. Всё это после его смерти.

31 августа. Киприан Карфагенский. Тело его несли со свечами.

1 сентября. Симеон столпник. Хоронить со свечами и кадилами.

9 сентября. Иоаким и Анна. На Введение во храм девочку Марию сопровождали с зажжёнными свечами.

13 сентября. Корнилий. Похороны его со свечами.

12 октября. Тарах. 3 свечи указали, где находятся их тела, и вели до самой горы.

19 октября. Уар. Клеопатра зажигала фимиам и свечи.

21 октября. Илларион Великий. Тело его встречали со свечами.

26 октября. Димитрий Солунский. Юноша крал приносимые свечи и внезапно умер.

2 ноября. Маркиан. Никогда не зажигали свечи, но постоянно был свет.

11 ноября. Феодор Студит. Велел возжечь свечу и начал петь отходную.