Вопрос 1423: 5 т.
Можно ли отпевать крещенных, но неверующих? И что вообще дает душе усопшего отпевание?
Ответ:
Вас интересует мое лично мнение, или что об этом говорит Бог через Свое вечное и неизменное слово, по которому Он и будет судить этот мир и все наши деяния, или вам нужно знать, что напридумывали люди в исторических церквах? Еще раз повторю, что наши занятия так и называются «Изучение слова Божия и толкование его по святым отцам вселенской Церкви с первого века». В Библии об отпевании нет ни слова и даже намека на то, что участь человека, кто бы он ни был, изменится после его смерти. В чем Бог застанет человека, в том и будет судить, ибо после смерти нет покаяния. Ин.3:36 – «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». 2Кор.5:10 – «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». Очень хорошо знаю, как ненавидят эти мои ответы православные батюшки. Еще бы!!! Отпевание умерших – это их любимая шабашка, и таким отпевальщикам таким ответом я буквально уже у них изо рта вытаскиваю лакомый их кусок, их «законную» (беззаконную) добычу из их обширного корыта.
Нам разрешается даже прослезиться на похоронах, но и не более того. Иоанн Златоуст высмеивает тех, кто устраивает на похоронах зрелища, когда женщины распускают волосы и вопиют: «На кого ты меня покинул, да жила я с тобой, как у Христа за пазухой». Это вызывает смех в язычниках, которые видят, что у нас нет веры в загробную жизнь, и мы точно так же, как и они, скорбим безутешно. А в действительности же мы должны бы радоваться, что человек из юдоли печали и скорби ушел к своему Другу, к Царю неба и к любимому Искупителю Иисусу Христу. Деян.8:2 – «Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем». И такой плач есть остаток ветхозаветного отношения к смерти. В Новом же Завете, особенно по житиям святых, мы наблюдаем иную картину, когда кончину мученика христиане торжественно приветствовали, как бы видя колесницу с неба, забирающую труженика в вечный покой. Неужели мы не можем отличить друга от врага, раба служащего от беглеца из дома отчего? Если человек и был крещен, а жил вне Церкви, то о каком отпевании может идти речь? Отпевать пришли раба Божия, что и говорится в тексте отпевания. Сам обряд отпевания придуман неизвестно когда и кем. Но слова в нем хорошие, ободряющие. Согласно их и нужно применять это отпевание только по отношении к верующим, живших во Христе. Деян.21:13 – «Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса». Если бы реально мы представляли, что происходит после смерти, то отношение к этому было бы торжественным, а не мрачным. Сир.22:11 – «Плачь об умершем – семь дней, а о глупом и нечестивом – все дни жизни его».
22.02.03г. погиб мэр города Барнаула Баварин Владимир Николаевич. Мне его очень жаль. Мы не были с ним очень близки, но он был нам не безразличен и, как оказалось, мы ему. Об этом мне говорил председатель краевого суда Пашков В.И., рассказывавший, как высоко Баварин отзывался в разговоре с ним лично обо мне, просто очень восторженно. Такие же слова он говорил и другим. И журналистам, которые, удивляясь этому, потом мне это и передали. Но главное в том, что он помог мне получить хотя бы всего 1/200 часть стоимости того, что у меня было конфисковано в 1986 году. А это получилось, что два здания общей площадью 226 кв. м., где мы теперь можем и жить, и, главное, молиться, и собираться для занятий. И он держал нас на контроле, интересуясь, нуждаемся ли мы в чем. Он помог эти нежилые здания ОСВОДа превратить в жилые, и все расходы отвел от меня, всё сделали бесплатно. Ходил я и во Дворец Спорта, где было тело его выставлено для прощания с ним. Мне настолько было жаль его, что я не мог от слез воздержаться, и про себя молился, напоминая Богу о том добре, какое мне сделал этот человек: «Господи, прости за эту молитву об этом человеке, он жил, как совершенно мирской человек, он не был Твоим рабом, жил, как живут неверующие, и он даже не позвонил мне, не попросил молиться за него, чтобы путешествие его было безопасным. Но перед Тобой, Господи, всё открыто, ты знаешь, как он хотел людям добра, как он любил по-своему этот несчастный и бедный народ». Это, конечно, не отпевание, но своя личная молитва. О смерти этого Владимира, столь несчастного, я сказал по телефону и в Москву в монастырь МП, и нашему правящему архиерею РПЦз, сказав, что я узнал, что погибший был крещен. Я даже и не просил молиться о нем, а дал намёк, что можно бы воздохнуть о нем. Когда люди желали расположить Христа к человеку, то они напоминали Господу о благодеянии, какое сделал для них этот благодетель. Лк.7:5 – «Ибо он любит народ наш и построил нам синагогу». Нам негде было молиться, а теперь есть свой храм, хотя и в жилом доме. Вот такая молитва от глубины сердца, она в первую очередь тебе самому полезна, чтобы сохранить в себе чувство благодарности. Это чувство помогает быть чутким к добру и всегда и за всё благодарить Бога. Да, этот человек был не член нашей общины. Ну и что? Он был когда-то коммунистом и даже парторгом. Но написано: Прит.16:7 – «Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним». Члены нашей общины все любили его и молились всегда за него, когда он был еще жив. Молятся многие за него и сейчас в своей келейной молитве. Это и есть подлинное отпевание. А есть ли от этого польза? Когда об этом спрашивали Конфуция, он отвечал: если скажу, что есть, то вы забудете и про живых, будете жить на кладбище. А если скажу, что нет пользы, то престанете заботиться об умерших и творить о них память. Вот когда умрете, тогда и узнаете.
Надо жить с проглядом вперед. Но если человек думает, что он умный, а за рулём не может понять, что дорога скользкая, и если она еще и снегом присыпана, но он всё-таки жмёт со скоростью более 100 км. в час, то он дурень пустоголовый и кабан под заклание. Со мной в больнице лежал пацан 15-летний, он в горах на особых горных мопедах гонял на соревнованиях и сломал ногу и ключицу. Гоняются на мотоциклах на льду. Но это безумные рисковальщики, на них ничего нет, трусы да часы. Ангел смерти уже занёс над ним меч, и нить жизни его оборвана в миг. А здесь глава столь большого города, возраст уже почти 64 года и несся, куда не надо, сломя голову. Скольких людей он подмял этим прыжком в вечность, этим кульбитом безумия. Да благо бы еще, если в храм ехал или на помощь утопающему. А то всё в какие-то спорткомплексы, как губернатор Лебедь. На стадионах всегда толпы демонов, как свидетельствуют жития святых.