Вопрос 1893: 7 т.
В Апостольские времена тоже избирали руководителей, но по качествам совсем совсем не тем, что у пустынников. Не по иноческим подвигам, а по жизни по Евангелию, по силе проповеди, учительству. Почему так изменилась шкала требований?
Ответ:
Не устаю повторять, что развитие церкви пошло совсем по иному пути, чем указано Христом. Стали искать свой путь. Путь самости, своих трудов. Рим.10:2-4 – «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией». Рим.11:6 – «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело».
Придумали иночества, монашество, схиму, и прочие звания, как у иеговистов или у казаков. 1Тим.3:2 – «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен». Кто знает Писание – те видят это сразу же. А кто доверился монахам, они намертво всё, что не по послушанию, не восприимут. Вот что стали ценить: прозорливость, чудотворчество, пощение. По этим качествам и по послушанию наставнику воспитывали и потом из таких ставили в руководители, в игумены, в епископы. Умение приобретать души в миру было забыто. Мирскую грамоту отвергли совсем и потому с мирскими и не могли успешно трудиться, приобретать новые души для Христа; да в этом и не нуждались.
Паисий Вел. – 19 июня «Когда я по временам сидел у преподобного Паисия, – пишет блаженный Иоанн Колов, – приходили к нему некоторые иноки, желая слышать от него полезное для их души слово и при этом часто просили его:
«Поведай нам, отче, о нашем спасении, – как мы должны жить для Господа?» Старец же на это говорил им: «Соблюдайте заповеди Божии и сохраняйте отеческие предания».
И в другой раз иноки просили его: «Скажи нам, отче, что-нибудь и еще на пользу наших душ».
Божественный же муж, видя прозорливыми очами своими помышления их, каждому сказал то, об чем он думал, и при этом поведал им, какие из помышлений их благи, и каковые – порочны, и от чего эти помыслы пришли к ним на сердце.
Иноки эти, весьма удивляясь прозорливости старца, сказали мне (повествует Иоанн Колов) наедине: «Поистине, отче Иоанн, авва Паисий открыл нам все тайны сердец наших, и то, что одному только Богу было известно, он ясно это видел в нас».
Венедикт – 14 марта. «Он счёл всё это за траву, иссохшую вместе со своими цветами… светские науки того времени он стал изучать в Риме. Но видя в этих языческих школах множество развращенных, как они живут по своим страстным похотям, – он удалился оттуда, боясь, как бы из-за малого книжного обучения не погубить великого разума своей души и, развратившись с людьми порочными, не впасть в пропасть греховную. Итак, он вышел из школ не наученным мудрецом и разумным невеждой и презрел внешнее любомудрие, дабы сохранить внутреннее целомудрие».
Памва – 18 июля. «На пути старец с несколькими братьями увидел сидящих мирян, которые не обращали внимания на проходивших иноков; Памва сказал этим мирянам: «Встаньте и приветствуйте монахов с почтением, чтоб получить от них благословение: они часто беседуют с Богом и уста их священны».
Пантелеимон – 27 июль. «С этого дня Пантолеон каждый день приходил к старцу и наслаждался его богодухновенными беседами, укрепляясь в познании истинного Бога. И когда он возвращался от своего учителя Евфросина, то не раньше приходил домой, как посетив старца и приняв от него душеполезные наставления».