Вопрос 1972: 7 т.
Почему даже архиереи перестали проповедывать, и когда им про это напомнишь, они в ответ: само богослужение и есть проповедь. Всегда ли так вели себя пастыри и архипастыри?
Ответ:
Если пастырь не проповедует, то его ждет великое горе, и он есть убийца кровавый. 2Тим.4:2 – «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием». 1Кор.9:16 – «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» Деян.20:26-7 – «Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию».
Василий Вел. – 1 янв. «Одним из важнейших его занятий в это время было проповедание слова Божия. Часто он проповедывал не только каждодневно, но и по два раза в день, утром и вечером. Иногда после проповеди в одной церкви, он приходил проповедывать в другой. В своих поучениях Василий живо и убедительно для ума и сердца раскрывал красоту добродетелей христианских и обличал гнусность пороков; предлагал побуждение стремиться к первым, удаляться последних, и всем указывал пути к достижению совершенства, так как сам был опытный подвижник. Самые толкования его направлены прежде всего к духовному назиданию его слушателей».
Димитрий Рост. – 21 сент. «Вступив в управление Ростовской митрополиею, святитель Димитрий нашел в ней великие нестроения.
… В то же время он старался искоренять в людях всякого звания злые нравы, зависть, неправду и другие пороки. Особенно огорчало святителя духовенство своим невежеством и пренебрежением к проповедыванию Слова Божия.
«Увы окаянному времени нашему,– говорил святой Димитрий в одном из своих поучений, – что отнюдь пренебрежено то сеяние, – весьма оставлено Слово Божие, и не знаю, кого сначла исправлять требуется, сеятелей или землю, иереев ли или сердца человеческие, или обоих вместе? Вкупе непотребны стали, и нет творящих добро, нет ни одного. Сеятель не сеет, а земля не приемлет; иереи небрегут, а люди заблуждаются; иереи не учат, а люди невежествуют; иереи слова Божия не проповедуют, а люди не слушают, и слушать не хотят».
У многих из духовных лиц святитель не находил даже доброго нравственного воспитания. Напротив, с горестью приходилось ему замечать, что отцы семейств были невнимательны к исполнению главных христианских обязанностей своими домашними.
«И что еще удивительнее, – продолжает св. Димитрий,–что иерейские жены и дети многие никогда не причащаются; и еще узнал, что : иерейские сыны приходят ставиться на места отцов своих, которых когда спрашиваем, давно ли причащались, многие поистине говорят, что и не помнят, когда причащались. О окаянные иереи, нерадящие о своем доме! как смогут заботиться о святой церкви, домашних своих ко святому причащению не приводящие? Как смогут приводить прихожан, когда не пекутся о спасении душ тех, которые с ними в их доме»?
Еще более святитель исполнился благочестивою ревностью, еще сильнее стал он скорбеть, когда узнал, что некоторые священники, забыв страх Божий, не воздают должного почитания Пречистым и Животворящим Тайнам Христовым. В одном из своих поучений иереям святитель повествует о таком событии.
«Случилось нам в январе 1702 г. ехать в город Ярославль. На пути вошел я в одну сельскую церковь. Совершив обычное моление, я хотел воздать достойную честь и поклонение Пречистым Христовым Тайнам и спросил тамошнего священника:
«Где Животворящие Христовы Тайны»?
Священник, как будто не понимая моих слов, стоял в недоумении и молчал. Тогда я снова спросил его: «Где тело Христово»?
Священник не понял и этого вопроса. Один же из опытных иереев, меня сопровождавший, спросил его: «Где запас»?
Тогда священник вынул из-за угла «сосуд зело гнусный» и показал хранимую в нем с таким небрежением великую святыню, на которую и Ангелы взирают со страхом.
– «И возболезновал я о том сердцем весьма, – говорит святитель, – что в таковом непочитании хранится тело Христово, и что чести Пречистым Тайнам подобающей не знают. Удивись о сем небо, и земли ужаснитесь концы»!
Святитель стал заботиться о немедленном искоренении таких вопиющих недостатков…. В первом послании святитель отечески увещевал пастырей оставить свое злонравие, запрещал им рассказывать о согрешениях своих духовных чад и тщеславиться своим званием и положением духовного отца…. умолял, чтобы они как можно чаще поучали народ и сами тщательно исполняли свои обязанности… Стремясь совершенно искоренить недостатки в среде духовенства, Святой Димитрий сознавал, что наиболее действительным средством для сего служит доброе учение и воспитание.
…. Святитель написал после сего сочинение «Об образе Божии и подобии в человеке» и разослал его по своей епархии. А царь Петр повелел как можно чаще печатать это сочинение.
… Он хорошо знал, что не только в Малой, но и в Великой России редко у кого есть славянская Библия. Ее могли приобрести только люди богатые, бедняки же были совершенно лишены той духовной пользы, какую доставляет чтение сей Богодухновенной книги. Многие лица даже в среде духовенства не знали порядка библейского повествования… В этом большим препятствием было для него совершенно расстроенное его здоровье.
… Святитель Димитрий был знаменитым проповедником своего времени и часто обращался к своей пастве с красноречивым словом назидания. Никакие труды и обязанности никогда не отвлекали его от проповедания Слова Божия. Проповедуемые им истины христианства, изливаясь прямо из души проповедника, являлись всегда живыми и действенными и увлекали слушателей своей простотою беседы отца с детьми, учителя с учениками. Если бы возможно было отыскать и собрать в едино все поучения сего Российского Златоуста, их должно бы оказаться великое множество. Но к величайшему сожалению весьма многие его поучения утрачены».