Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.internal_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 27

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.input_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 28

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.output_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 29

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 90

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 91
Вопрос 2144: 8 т.

Церковь во все века была гонима. Сейчас мы проживаем спокойный период; может, он для того и дан, чтобы подробно изучать опыт предыдущих поколений, дабы не быть застигнутыми врасплох?

Ответ:

Чем неожиданнее случится что-то, - говорит Иоанн Златоустый, - тем труднее это переносится. Тот, кто не изучает историю, тот рискует повторить ее в худших вариантах.1Кор.10:6 – «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы».1Кор.10:11 – «Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». Лук.13:3 – «Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете».

Артемон – 13 апр. - (см. тоже: Акилина - 13 июня) «В царствование Диоклитиана (с 284 до 305) было издано четыре указа против христиан. Первый был объявлен в феврале 303 г. Этим указом предписывалось разрушение церквей и сожжение св. книг, вместе с тем христиане лишались гражданских прав, чести, покровительства законов и своих должностей; рабы христиане утрачивали право на свободу, если, получив ее по какому-либо случаю, оставались в христианстве. Вскоре был издан второй указ, которым повелевалось всех предстоятелей церквей и других духовных лиц заключать в темницы; таким образом указ касается одних только духовных лиц; последних обвинили пред императором как зачинщиков восстания в Сирии и Армении, к несчастию для христиан начавшегося вслед за появлением первого указа. В том же 303 г. последовал третий указ: всех заключенных на основании второго указа велено было принуждать к принесению жертв под опасением пыток за сопротивление. Наконец, в 304 г. был обнародован последний четвертый указ, которым объявлялось повсюдное гонение на христиан; «великое гонение», о котором говорится в данном житии, очевидно относится к гонению, последовавшему за четвертым указом. Из-за этого указа пролилось более всего христианской крови: он действовал целых 8 лет, до 311 г., когда император Галерий особым указом объявил христианство дозволенной религией. Гонение Диоклитиана было последним; в нем христианство почти после трехвековой борьбы одержало окончательную победу над язычеством».

Георгий Исп. - 7 апр.«Лев Исаврянин царствовал с 717 по 741 г. Он происходил из класса зажиточных крестьян и настолько выделился своей военной службой при Юстиниане II, что в 717 г. при всеобщем одобрении был возведён на императорский престол. Обратив внимание на церковные дела и, между прочим, на суеверие в иконопочитании, он решился уничтожить последнее полицейскими мерами. Сначала он (726 г.) издал эдикт только против поклонения иконам, для чего приказал поставить их в церквах повыше, чтобы народ не лобызал их. В 730 г. был издан эдикт, повелевавший вынести иконы из храмов. Лев Исаврянин достиг того, что иконы временно были выведены из церковного употребления».

Анисиядева – 30 дек.«И тотчас же враг выдумывает следующее: желая похоронить в пыли забвения славу святых мучеников, дабы не помнили о них последующие поколения, сделать безвестными их подвиги и лишить описания, завистник устроил так, чтобы христиане избивались повсюду без суда и испытания, уже не царями и военачальниками, но самыми простыми и последними людьми. Всезлобный враг не разумел, что Бог требует не слов, а только доброго произволения.

Погубив великое множество христиан, Максимиан, по диавольскому наущению, притворился как бы изнемогшим. Вдоволь насытившись кровью неповинных, он уподобился кровожадному зверю, который, когда уже пресытится мясом и более не хочет есть, то кажется как бы кротким и пренебрегает мимо ходящими животными, так и этот нечестивый мучитель, получив отвращения к убийству, притворился кротким. Он говорил: «Недостойны христиане того, чтобы их умерщвлять перед царскими очами. Какая нужда испытывать и судить их и записывать их слова и деяния? Ибо эти записи будут читаться и передаваться из рода в род теми, кои исповедуют ту же христианскую веру и память их будет праздноваться затем во веки. Почему же мне не повелеть, чтобы их закалали, как животных, без допроса и записей так, чтобы и смерть их была безвестной и память о них заглохла в молчании?»

Приняв такое решение, нечестивый царь тотчас же издал повсюду повеление, чтобы всякий желающий мог убивать христиан без боязни, не опасаясь ни суда, ни казни за убийство. И стали избивать христиан без числа ежедневно и во всех странах, городах и селах, на площадях и дорогах. Всякий встречавший верующего, как только узнавал, что он христианин, тотчас же не говоря ни слова ударял его чем-либо, или пронзал ножом и разрубал мечом или другим каким-либо случившимся орудием, камнем или палкой и убивал, как зверя, так что исполнились слова Писания: Псалом 43:23 – «Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание».

Григорий Омеритс.- 19 дек. «Во время царствования благочестивого царя Аврамия архиепископ Григорий, поставив во многих городах епископов, мужей ученых и красноречивых, посоветовал царю, чтобы тот Иудеям и язычникам, находившимся в его стране, повелевал креститься или, в противном случае, предавал их смертной казни. По издании царского повеления об этом множество евреев и язычников с женами и чадами из боязни смерти стали приступать ко св. крещению. Тогда старейшие и искуснейшие в законе евреи, собравшись ото всех городов, составили тайное собрание, совещаясь, что им предпринять, и рассуждали между собою: «Если мы не крестимся, то, по приказанию царя, будем убиты и мы, и наши жёны, и дети».

Одни из них говорили: «Чтобы не умереть нам преждевременною смертью — исполним волю царскую, но втайне будем держаться веры нашей».

Исихий – 10 мая.«Максимиан исключил христиан из военной службы и тех, которые желали оставаться в христианской вере, повелел снять с себя воинские пояса и перейти в положение наёмных слуг. После такого царского повеления многие предпочли бесславную жизнь слуг губительному почёту воинского звания. В числе их был и славный Исихий…. Галерий имел сильное влияние на престарелого императора и еще до издания в 303 году общего эдикта против христиан принудил его издать частный эдикт, по которому христиане удалялись из военной службы».

Иулиан,Василисса – 8 янв. «Двадцать воинов, бывшие при этом, уверовали во Христа, но так как блаженный Иулиан не был пресвитером и не мог креститьуверовавших, то это повергло его в печаль. Однако Бог, исполняющий желание боящихся Его, послал им пресвитера. В том городе был один человек, весьма знатного происхождения, которого цари Диоклитиан и Максимиан очень ува­жали, как родственника одного из бывших императоров, Ка­рина. Этот человек со всем своим семейством исповедывал христианскую веру. Он и супруга его скончались в вере и благочестии, оставив после себя семерых сыновей, которые хотя и были юны годами, но зрелы разумом. Из уважение к их родителям, цари позволили им исповедывать отцовскую веру и безбоязненно прославлять Христа своего. Поэтому у них был свой пресвитер по имени Антоний, из рук которого они при­нимали св. таинства. Им-то Бог в особом откровении и повелел идти вместе с своим пресвитером в темницу и посетить находившихся там Иулиана и Кельсия. … Пре­свитер окрестил блаженного отрока Кельсия, сына правителя, и двадцать воинов, а семеро тех братьев возгорелись ревностью к общему с ними страданию за Христа и не хотели уходить из темницы. Узнав о сем, игемон дивился, что те, которым царями было разрешено свободно исповедывать христианскую веру, сами идут в узы и на мучение, и, призвав братьев к себе, он долго увещевал их идти домой и славить своего Христа, как им угодно, раз им дано такое позволение от царей. Но они стремились в узы и темницу и не желали свободы».

Евлампий – 10 окт. «Скрываясь с прочими христианами, он был послан ими в город – купить хлеба и тайно принести в пустыню. Пришедши в Никомидию, Евлампий увидал прибитый на городских воротах царский указ, написанный на пергаменте, повелевающий избивать христиан. Когда Евлампий прочитал указ, то посмеялся над таким безумным распоряжением царя, который вооружается не на врагов отечества, а на неповинных людей, и сам опустошает свою землю, убивая бесчисленное множество христианского народа».

Евдоксий – 6 сент. «Еще во время его речи святой Евдоксий снял с себя пояс, бывший знаком начальнической власти и бросил его в лицо правителю. Видя это, многие воины, в числе тысячи ста четырех, бывшие тайными христианами, возгоревшись ревностью о Богу, сделали то же самое, что и начальник Евдоксий: снявши воинские знаки, бросили их правителю, будучи готовы лишиться и самого тела, положив души свои за имя Иисуса Христа. Мучитель, увидав такое множество исповедников Христовых, неожиданно открывшееся, пришёл в смущение и, прекратив испытание их, тотчас послал к царю Диоклитиану известие о случившемся, прося распоряжения, как ему поступить. Царь вскоре прислал ему в ответ такой приказ: начальников подвергнуть жестоким пыткам, низших же оставить в покое».

Фотий - 12 августа. «Всем этим Диоклитиан хотел устрашить призывающих имя Христово. Во все концы римского царства он разослал грозные указы, которыми повсюду повелевалось гнать христиан, - мучить и убивать их, при этом на Единородного Сына Божия изрекались многие хулы».

Киприан Карфаг. - 31 авг. «Подобно буре разразилось гонение Декия. Вскоре же после вступления на престол сей нечестивый император издал указ, по которому все христиане принуждались к принятию языческой религии и к принесению жертв богам.

Этим гонением христиане были подвергнуты испытанию, как золото в огне, дабы тем ярче и сильнее был явлен всюду блеск добродетелей христианских».

Вопрос 2145: С каких пор произошло преобладание царской власти над церковью? И кто дал власть царю, православному лишь символически, назначать и убирать епископов, как и их преемники - сов.уполномоченные?

Ответ: Это святая Библия и особенно вторая её часть – Новый Завет. Для песнопений и научений – Псалтирь,хотя ей уже три тысячи лет.Иоан.5:39 – «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». Если прочтете книгу Иисуса, сына Сирахова,44-50 главы, то вы там найдете таких государственных мужей и что они сделали.

Юстиниан – 14 нояб.«В своем своде законов он поместил, между прочим, закон об обязательном повсеместном праздновании праздников Рождества Христова, Крещения Господня и Воскресения, Благовещения Пресвятой Богородицы и других. Кроме того, Юстиниан построил много прекрасных храмов во славу Пресвятой Богородицы, Апостолов и других святых. Самым знаменитым созданием Юстиниана считается храм святой Софии, Премудрости Божией, в Константинополе…

За заслуги Церкви и за благочестие он причислен по смерти к лику святых. Вместе с ним причислены к лику святых и его супруга, царица Феодора, которая была сначала грешницею, но потом раскаялась и про­вела остаток жизни в чистоте и благочестии».

Вопрос 2146: Откуда это пошло, что еслипри гонителях-императорах церковь была совершенно независима от них, то как только императоры стали православными, хотя бы только по исповеданию символа, то им дали такую власть в церкви, что они решали, какого епископа куда назначить, совсем как советские уполномоченные?

Ответ: Красивый вопрос и прекрасное сравнение! Со времён Константина неравноапостольного. Уже сын его был еретик ис мечом в руке диктовал свою волю. Но если бы он не поддержал ариан, то все его самодурства были бы покрыты ряской любви, ризой лицемерия.1Кор.12:28 – «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во— вторых, пророками, в-третьих, учителями». И нигде не сказано, что царя поставил Бог вцеркви.

Афанасий Ал. – 18 янв. «Собор был созван по просьбе римского папы, св. Ливерия, преемника Юлия, в 355 году. На соборе присутствовало до 300 западных епископов. Ариане требовали на нём осуждения Афанасия, но западные настаивали на первоначальной подписи Никейского символа. Тогда Констанций, слушавший из соседней комнаты все рассуждания отцов собора, вошёл в залу совещаний с мечом в руках и сказал, что он сам обвиняет Афанасия. Отказывавшимся подписать осуждение Афанасия угрожала ссылка, поэтому некоторые подписались, а несогласные были сосланы».