Вопрос 2473: 11 т.
Мы каждый раз, совершая молитвословия, или таинства, включаем в них прочтения Символа Веры. И во втором члене символа читаем:…рождена, несотворенна, единосущна Отцу… Но если слово единосущный ни разу не встречается в Библии, то как могли вселенские епископы включить его в столь важный документ, и какие последствия это имело для Церкви в дальнейшем?
Ответ:
Это слово было искусственно введено в обиход, так как речь шла о деле исключительно спорном, горнем в соединении с земным, и неподдающемся рассудочному изъяснению. Само слово оравенстве Христа, Сына Божия Богу Отцу Иегове должно было разом прекратить споры, отрезать от православия лжеумствованияАрия и других еретиков,посягающих на Божественность Мессии. Было множество попыток вводить различные слова, масса символов веры, и уже принятых, но потом отвергнутых одной или обеими сторонами. Но эти символы не прижились. О последствиях введении нового слова никто, похоже, не думал, так как Библия уже несколько столетий не стояла на первом месте. а потому был данзелёный свет человеческому творчеству, вторгаться в неведомое, запредельное, неописанное никем. Пс.130:1-2 – «Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое. Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди». Даже в рассуждении о мудрости, о заповедях Божьих нужна осторожность, так как она сотаинница судеб Божьих. Втор.30:12– – «Она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принёс бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы её?»». Даже дом Божий построить на земле мудрости не хватит, а тут взялись рассуждать о самом Божестве. 2Пар.2:6 – «И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? Разве только для курения пред лицом Его». Но не все же были на соборе Соломонами, так почему же вторгались в неприступный свет – это похоже уже не на мудрость свыше, потому что вышняямудрость скромна. Иак.3:14-15,17 – «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская.Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна». Прем.Сол.7:21- – «Познал я всё, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи. Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она — одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью. Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба». Сир.42:18 – «Он проникает бездну и сердце и видит все изгибы их; ибо Господь знает всякое ведение и прозирает в знамения века».