Вопрос 3778: 26 т.
Наконец-то обнаружили ещё одного просветителя Сибири, Филофея. Почему Вы раньше о нём ничего не говорили, когда перечисляли благовестников на Руси? Выходит, были же такие светильники и в Сибири, кто подражал Апостолам Христовым, в первом веке жившим? Что за методы работы с язычниками были у этого праведника?
Ответ:
Погодите трубить. Посмотрите без предвзятости, кто был этот Филофей (Лещинский), живший в 1650-1727 гг. Он полагал себе в заслугу сжигать старообрядцев, если они ему не покорялись. Это же был волк в овечьей шкуре, лютый волк, не щадящий стада Христова. Палач безжалостный с митрой и змеевидным жезлом. И быть может, именно за его гонения и пришла коммунистическая чума на Тобольск, что сам царь был сюда сослан, чтобы увидел, что натворили сатрапы царские в рясах, что выперло из народа. И начали грести большевики всех священников подряд. Им это, ох, как не понравилось. А как же те жертвы с бородами, законопослушные граждане Руси несвятой, верные старинным благочестивым обрядам и старопечатным книгам? Они не пришли на память вам? Филофей знал только гнать и жечь. Его, как огня, боялись и туземцы и из страха соглашались принять крещение. Дальше этого обращение не шло. Едет архиерей с солдатами, и проповедь его состояла в основном всего из двух слов: «Робята, покреститесь!» Апостол Павел не сжигал ни одной кумирни-капища. Деян.17:23 – «Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашёл и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Этим путём Лещинский не мог пойти, ибо не имел Духа любви к Слову Божию. С собой брал толмача-переводчика, такого же по вере, как и окружающие неверы. Не боролись с неграмотностью, не переводили на родной язык остякам и вогулам Евангелие Христово. Слово Христово было совершенно неизвестно крещаемым.
Архимандрит Тихон (Бобов) «Апостол Сибири». Стр.60. «Если потомки новокрещёных не смешивались с русскими, то возвращались к идолопоклонству. Филофей заболел и принял схиму с именем Феодора. Ему было уже 60 лет и он начал миссионерствовать. Остяки имели некоторые представления о Высшем Божестве. Они его назвали Торым. Но обращаться непосредственно к нему с прошениями не дерзали, считая себя недостойными внимания его. Самой страшной считалась клятва на волчьей или медвежьей шкуре. Если молитва не исполнялась, идола выбрасывали. Но когда нужда возникала, идол доставался из непотребного места. Сами шаманы располагали людей к принятию веры Христовой и говорили: «Мы теперь будем веру содержать русскую. Хотя нам и жалко своей прежней веры, но Бог не велит нам противиться тебе, - крести нас!» После краткого наставления в вере, святитель с радостью окрестил их. В другом месте остяки при приближении архиерея разбежались по лесам и болотам, но там их донимал гнус, плохо ловилась рыба, не хватало мяса. «Видно, пришло время креститься, видно Богу так надо». Они вернулись и добровольно приняли крещение. Но просили, чтобы не совершали крещения над их жёнами из опасения, что они утонут. Филофей сказал, что если кто утонет, то утопите меня. Таким образом все присоединились к стаду Христову до 3.500 остяков. В 1714 году так же оправился по реке для крещения вогулов. Кумирни горели, но креститься не желали. Принявшие магометанство получили наставление, что теперь можно 4 жены иметь и есть конину, а у русских этого нельзя. Велел ставить кресты и иконы под навесами. Один мулла опередил их и теперь стало намного труднее крестить . Склонялись к магометанству, потому что народ был грубый, простодушный и вместе с тем чрезвычайно чувственный.
Стр.68. Принимали крещение без сопротивления. За начальником, находившимся до этого времени под стражей, последовали и его подданные. Другой раз вогулы согласились креститься, но при условии, если позволят не истреблять свого бога, а вместе с ними крестят и его, потом возложат на него золотой крест и поставят в церкви среди икон. Жён своих будут крестить они сами, сами возложат на них кресты. Согласны креститься, если им не будут запрещать многожёнство и если им дозволят по крещении употреблять конское мясо, как самое для них приятное. Потом вспоминали Феодора так: «добрый был, простой был старик, не кричал, не ругался, потихоньку – добром говорил: «Робята, креститеся». Сперва боялись его, а после признакомились, перестали бояться». Мрк.13:10 – «И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие». 1Пет.1:25 – «но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано». Евр.2:3 – «то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него]».
Прощальный ужин Павел заказал,
Созвал епископов и всех попов окрестных.
Вообразим, как нынче ресторанный зал,
Икра и выпивка, чтоб не казаться пресным.
Расселись батьки чинно за столами –
Шесть блюд, как минимум, и губы раскатали.
Над тишиной Апостол с распростёртой дланью…
Таким он видится из нашей тусклой дали.
С ним за столом и патриарх Московский,
Властолюбивый Папа и греки-торгаши,
Примолкли непочётные все гости,
Забегали под кожей термиты-мураши.
Рожно, упёртое когда-то в грудь у Савла,
Так ощутимо встало перед каждым:
«Для расставания уже пора настала,
Вас Дух Святой поставил быть на страже.
Беречь, пасти искупленных овец,
Жизнь полагать за стадо Иисуса!
Но среди вас так много волков есть,
И от волков бегущие есть трусы.
Не просто волки – лютые притом
И не щадящие отары беззащитных,
Превратно говорящие, – им не закрыть роток, –
И каждый будет мыслить, что он – учитель.
Не к Богу поведут, а за собой,
За прихотью разбойничьей, кровавой.
Примеру моему они объявят бой,
Путь благовестия бесстыдно обесславят.
Не пощадят измученного стада,
Авторитет свой пестуя так рьяно;
Каноны выбросят, – им не нужна ограда,
И в алтарях толпа из полупьяных.
Я вас учил в домах и всенародно,
Не упустил полезного ничуть.
Я чист от крови всех! Учить теперь вас поздно!
Меня вы не увидите. Иду на крестный путь. 16.01.08. ИгЛа