Вопрос 4082: 30 т.
Авторитет Диомида растёт или падает в народе? Могут ли его анафемы на патриарха и архиереев как-то сказаться и на судьбе России? Или это уж вовсе пустое занятие у него?
Ответ:
Меня ни один из этих вопросов совершенно не интересует. И если бы Диомид жил в моей комнате, то он бы и снег чистил во дворе и уголь носил. А побеседовать мы могли бы и в присутствии братии его и нашей. От авторитета человека ничего и нигде не зависит, если его дела не в Духе Святом. Предположим, что Диомида бы сейчас избрали патриархом после смерти Алексия. И что? Он ничего и нигде не смог бы изменить, кроме того, что прекратились бы встречи с иноверцами. На благовестие попов он не послал бы и каноны исполнять попы не стали бы. А его власть тут же заменила бы. В нём не апостольский дух. Можем дать одну статью постороннего человека на эту тему.
ОТ РЕДАКЦИИ «РП»: Эта статья, опубликованная в так называемом «Русском журнале» 21.10.08, как и всякая попытка разобраться в современных событиях с либеральной, «умеренной» колокольни, полна нелепостей, домыслов и даже откровенного вранья. Но она весьма показательна с той точки зрения, что даже такие вот можеговы уже понимают: «Дело Диомида» просто так не закрыть. И можеговские стоны о «падении авторитета патриарха» не случайны: они отражают тот очевидный факт, что авторитет иерархов-вероотступников в народе Божием неудержимо падает. А компенсировать это падение они могут только опорой на силу нынешней государственной власти. Но власть эта взамен потребует, конечно, ответных услуг. Вот и вся нехитрая формула современной «церковной политики» в том виде, в котором её ныне проводит наше патриархийное митрополитбюро. Однако на штыках, как известно из истории, сидеть очень неудобно… В известном смысле тот либерально-алармистский (или, говоря по-русски, панический) «поток сознания», который изливается на нас со страниц этой статьи, является своеобразным симптомом Русского Возрождения. Уж если до таких, как Можегов, доходит, что нынешний курс Московской Патриархии, ведомой кучкой предателей Христа и Церкви, ведёт в пропасть, то всё не так уж плохо. Господи Иисусе, помилуй нас!»
«Итак, епископа Диомида, наконец-таки, разжаловали в монахи. Чего, надо сказать, он давно и целенаправленно добивался. Конечно, сенсацией это извержение (в отличие от решения летнего Архиерейского собора) не стало. Все его ждали, как какой-то неизбежной черты, за которой… А вот что за которой, – никому, по большому счёту, до сих пор не понятно. Официальные структуры РПЦ продолжают твердить о кучке маргиналов (поддержать Диомида у стен патриархии и правда собралось всего-то человек пятнадцать). Диомидовцы продолжают принимать устрашающие позы и выпускать воинственные воззвания (всё менее связные и адекватные. Вот, например: 6 июля в Анадырь был прислан епископ Марк, взломавший замки в Анадырском храме; 6 сентября патриархийная команда взломала контейнер с личными вещами Диомида; а 6 октября состоялось заседание Синода, извергнувшего Диомида. Получается 666! – торжественно заключают некие чукотские монахини в Открытом письме, опубликованном на «Кредо ру».
А всех парадоксальней при этом оказывается не всегда (как всегда не) предсказуемый дьякон Кураев, который прямо говорит о том, что в связи с «казусом Диомида» «наша Церковь сейчас, и уже не первый год, балансирует на грани раскола по масштабам сопоставимого с расколом 17 столетия». И всего ближе к истине, кажется, именно он. Что заставляет нас делать такие выводы? Что бы связно представить свои соображения, выложим их в три захода. Итак, первый вопрос: ЧТО БУДЕТ С ДИОМИДОМ?
Анафематствовав 17 июля 2008 г. патриарха, Диомид явно перешёл последнюю черту здравого смысла, чем перечеркнул весь нажитый прежде моральный капитал честного, искреннего, за идею радеющего борца-бессеребреника. То есть, он остался, конечно, и искренним и радеющим, только, увы, безнадёжно перешедшим границу адекватности. Моральным банкротом, человеком за гранью нервного срыва. Не удивительно, что большинство, с любопытством наблюдавших (и отчасти сочувствовавших) честному «народному» епископу, покрутили пальцем у виска и отвернулись от Диомида. Здравомыслящие консерваторы испустили вздох разочарования и? тоже отвернулись. Не здравомыслящие впали в прострацию и потребовали у Диомида объяснений? (Таковые вскоре последовали? Внеся ещё большую сумятицу в умы и ещё более все запутав. В ответах Диомида недоумевающим читателям алармистской газеты «Дух христианина» досталось и святому патриарху Тихону. (Уже и до дня Господа Бога осталось не далеко).
С момента злополучной анафемы сторонники Диомида находятся в томлении и смятении. И самому Диомиду явно всё труднее оказывается удерживать свой разум от распада. Всякий раз, как только он в очередной раз открывает рот, с языка его слетает что-то ещё более дикое, чем предыдущее. Вот, например, телеграмма, посланная Диомидом в ответ на приглашение его на заседание Синода 6 октября 2008 года: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста и на седалище губителей не седее. Тчк. скорблю что РПЦ МП врата ада одолели зпт и она сделалась служанкой антихриста тчк епископ Диомид Анадырский и Чукотский РПЦ».
В общем «Грузите апельсины бочках. Братья карамазовы». Из персонажа героического Диомид стремительно превращается в многострадального отца Фёдора. Воистину, кого Бог хочет наказать, лишает разума. И что ждёт теперь разжалованного епископа, думаю, предсказать не трудно: судьба попа Гапона. (Не о физической смерти, Боже упаси, говорим, но о моральной).
Но праздновать победу патриархии всё-таки рано. Ибо то, что происходит сегодня – не политика, как ей видится (всюду-то ей видится одна только политика!), а трагедия. Трагедия рока. И развивается она по своим законам – законам трагедии.
Итак, второй вопрос: ЧТО БУДЕТ С ПАТРИАРХИЕЙ?
Ничего хорошего. И прежде всего, потому, что в анафемах Диомида есть и её немалая заслуга (более всего потрудились над этим митр. Кирилл и еп. Венский Иларион). Патриархии и расплачиваться по счетам истории вместе с Диомидом.
Всё в сегодняшней РПЦ держалось до сих пор лишь на авторитете патриарха. Епископы, «жадною толпой стоящие у трона», это одно, а патриарх – другое, – так рассуждал народ. Патриарх – фигура сакральная, символ (даже безотносительно заслугам) чистоты, святости и мудрости Церкви. Анафемой Диомида (вызванной безответственными шагами самой патриархии) этот символ основательно подорван. И это может оказаться для неё роковым. Анафема патриарху – это, скажем так, метафизическая наглость. Она уже повергла церковное сознание в шок, подобный которому оно испытало, наверное, лишь однажды в ХХ веке. Мы имеем в виду заявление местоблюстителя Сергия (Старогородского), о том, что «гонений на религию в СССР никогда не было и нет», а «репрессии в отношении верующих применяются … за разные противоправительственные деяния», брошенное им в лицо тысячам мучеников Церкви. Отрекшись от мучеников, Сергий вверг Церковь в раскол, который она не может преодолеть и поныне, и очередной вехой которого и стал «казус Диомида» и его «анафема». «Анафема патриарху» – это очень опасная черта. Черта, за которой безумие. (нарастание которого мы и наблюдаем сегодня в Диомиде). Но не в Диомиде дело. Сам Диомид тоже – лишь символ и воплощение. Такие же вещи как «Анафема патриарху» в России чреваты. Анафема патриарху значит – «всё позволено». А что такое «всё позволено» в России – объяснять не надо. Вспомним Россию 1905-1917 годов. Расстрела 9 января народ царю так и не простил. Оттого так стали популярны впоследствии кощунства на царскую семью. Всем казалось очевидным – убери царя и всё наладится. Но когда от репутации царя ничего не осталось, всё пошло прахом. Царя убрали и страна развалилась. Примерно ту же ситуацию мы можем получить и сегодня. Если авторитет патриарха всерьёз пошатнётся, патриархия останется в глазах народа лишь «жадною толпой», но уже без золота трона, сдерживающего её беспредельные амбиции. Вернуть патриархии авторитет может только правда. Но вещь эта в большом дефиците (как разум у Диомида). И ясно почему: слишком много эгоистических интересов, денег и власти стоит на кону.
Но если авторитет патриархии в народе (и сегодня – минимальный) окончательно рухнет (как это уже случилось во времена Сергия), Русская церковь останется без видимого центра.
Итак, третий вопрос: ЧТО БУДЕТ С ЦЕРКОВЬЮ?
В этом случае, церковь будет ввергнута в жесточайший кризис.
Казус Диомида уже разбудил ветры внутрицерковной вражды. А его пресловутая «анафема» перессорила всех внутри самих враждующих лагерей. При этом, Диомид разбудил не только опричников, но и церковных либералов, между которыми развернулась нешуточная война. Так, недавно «Новая газета» опубликовала выдержку из книги N-ских батюшек под заглавием «Марксизм-ленинизм побеждает в церкви», а церковный публицист А. Рогозянский опубликовал на «Радонеже» ответ на эту работу под нагло-провокационным названием «Предчувствие либеральной опричнины». (Бесцеремонность подобных заголовков – тоже знак полного смещения сознания после Диомидовской анафемы).
В то же время в официальном «Церковном вестнике» вышла глубокая и умная статья о митрополите Агафангеле, законном приемнике патриарха Тихона, не принявшем Сергианства. И это тоже знак свершаемых перемен: ветры гласности задули над тихим домом митрополитбюро, заставляя церковные власти ёжиться и нервничать? И дальше напряжение будет, видимо, только нарастать. Симптомы полномасштабного кризиса церкви становятся всё отчетливее. И это не худший вариант. Ибо кризис есть в то же время и возможность выхода. Без кризиса Русскую церковь ждёт либо окончательное потопление в медоточивой лжи, либо – ещё более сокрушительная катастрофа, которая будет грозить уже стране в целом и все составляющие которой уже пришли в движение. Итак, мы подошли к последнему вопросу:
ЧТО БУДЕТ С РОССИЕЙ? Если полномасштабный кризис потрясёт церковь сегодня, это всё же не будет иметь катастрофических последствий для страны в целом. При этом, только в состоянии кризиса, как показывает история, церковь оказывается способна порождать из себя харизматичных лидеров и великих святых, как это бывало во времена митрополита Филиппа и патриарха Тихона. Но, понятно, что патриархия будет делать всё возможное, что бы погасить кризис в зародыше. Понятно и то, что никакой реальной возможности повлиять на ситуацию, у неё нет, поскольку нет поддержки в церковном народе. И значит, она попытается втянуть в свои разборки власть. (Временно управляющий чукотской кафедрой епископ Марк уже попытался завести уголовное дело на Диомида, правда прокуратура благоразумно уклонилась). Если власть и дальше будет сохранять дистанцию в этом «споре славян между собой», ситуация будет трудной, но терпимой. Если же патриархии удастся втянуть её в конфликт (а сегодня под патриотическую истерику это вполне возможно), дело может принять самый плачевный оборот.
Задушить сопротивление «церковных несогласных» с помощью административного ресурса и ФСБ будет не очень трудно. Подавляющее большинство церковного народа, хоть и ропщет на «продавшихся заживо» епископов, совершенно при этом апатично. А немногие активные лидеры находятся под прицелом. К. Душенов, лидер опричнины, сегодня под следствием. На М. Назарова (выразителя духа непримиримых зарубежников, автора знаменитого «письма пятисот») тоже накоплено немало компромата. Потому, не удивительно, что под последним воззванием Союза Русского Народа, поддержавшем Диомида накануне заседания Синода, подписей Назарова и Душенова нет. Лидеры опасаются лишний раз светиться. Можно попытаться изолировать и самого Диомида (впрочем, он настолько сам себя дискредитировал, что трогать его сейчас – было бы самым глупым решением). Итак, задушить сопротивление можно. Но для этого потребуется активная помощь госструктур. И если власть даст себя ввязать в эту авантюру, это придаст делу совсем иной оборот. Если сращение патриархии с госструктурами сегодня идёт по нарастающей, то после этих действий оно станет тотальным. И теперь это будет уже не союз церкви и государства на почве защиты «общественной нравственности», а связанность «общей кровью». А подобные союзы, как известно, самые крепкие.
Взрыва недовольства всё равно, конечно, избежать не удастся. Но оттянуть его лет на 10 можно вполне (как это случилось после революции 1905-07 гг). А к 2017-му году, когда болезнь под «фигурой умолчания» окончательно вызреет, ситуация будет уже совсем иной. Госбюрократия и номенклатура РПЦ будут сращены к тому времени намертво, а воцерковление бюрократии из сегодняшней неофитской фазы перейдёт в фазу «заматерения» и «борзости» (как это случилось сегодня с «народными» и «интеллигентскими» неофитами 90-х). И не трудно догадаться, какого качества будет это «воцерковление» (недавний одиозный фильм Шевкунова даёт красноречивую тому иллюстрацию). При том, что «Русский проект» и тому подобные шовинистические идеологии и сегодня весьма популярны в наших силовых структурах. Выращенные же в инкубаторе РПЦ под благодатными поливами басен о «гибели империи», подобные чудовища начнут вылупляться целыми семействами в теле бюрократии. И через десять лет подобных дракончиков в высших эшелонах власти будет уже не счесть.
Если же пройдёт вариант раздельного обучения православных, мусульман, евреев и атеистов, который усиленно пробивает сегодня РПЦ, то свои первые результаты (разноплановую, разнонаправленную и зрелую ненависть) даст к тому времени и он.
Добавим сюда полное пренебрежение церковниками социальными проблемами. Добавим брошенных властью, озлобленных и уже подросших к тому времени всевозможных «Наших». Добавим люпменов, которых и сегодня уже 10-15 % в городах (не говоря о деревне) и чёрт знает какую ситуацию в мире, перманентно чреватую катаклизмами. Удара, в несколько раз сильнее войны в Грузии, может оказаться достаточно, чтобы сделать внутреннюю ситуацию в стране совершенно не предсказуемой. И вот, если кризис РПЦ разразится в этих условиях, он повлечёт за собой раскол госбюрократии, и тогда все демоны вырвутся на свободу. Это, конечно, самый катастрофичный сценарий, за которым уже прямо прослеживается диктатура (представим себе на секунду условных Душенова, Шевкунова и Дугина в виде некоего диктаторского триумвирата), «День опричника» и «ЧК во имя Христа», предсказанных в разное время Н. Бердяевым и Вл. Сорокиным. Предположим, что следующая большевистская революция (если она случится) пройдёт под черными знаменами православных зилотов, а следующая диктатура будет освещена именем Ивана Грозного. Пока всё, увы, развивается именно по этому сценарию. И наверное скоро уже будет понятно, станет ли этот процесс необратимым». 1Кор.16:22 – «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа». 1Пет.2:2 – «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение». Иоан.14:15 – «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».
«Любишь ли Меня?» – Апостол Пётр
Два раза на вопрос Христа вполне ответил.
На третий раз почувствовал, что он припёрт,
«Ты знаешь всё» – вдруг превратился в Петю.
«Любишь ли меня?» – друг друга вопрошают,
Невеста и жених, потом жена и муж.
Одни лишь луза и одни лишь шарик
Среди невзгод, болезней, многих нужд.
Мы о любви в молитве ясно порадеем,
В привычной теплохладности окно прочистим.
Жизнь без любви трагичней, чем без денег,
Корабль без люби напрасно ищет пристань.
Бог по любви Вселенную создал,
Чем пользуемся – это дал Он по любви.
Наличие любви распотрошит беда,
Забыл о ней священник и подзабыл левит.
Пётр всё же доказал свою любовь к Иисусу, –
Своею смертью Господа прославил,
Он руки распростёр – тогда сказал не всуе
«Да я люблю! – весь превратился в пламень.
Ах, как хотелось бы на деле доказать,
Когда раздваиваясь, ухвачусь за выбор,
По-честному скажу, что я тону в слезах:
Боюсь, в чужих сетях не оказаться б рыбой.
В молитве ли, в работе, в отношеньях,
Что строим мы, с любовью или как?
О нелюбви едва ли кто тогда прошепчет,
Кричим на сотню, сделав на пятак.
В любви все тяготы в тумане растворятся, –
Надеемся с объектом на взаимность.
И чернота давнишняя зарозовеет в красках.
Цветы обрящутся и на поляне зимней.
Представится ли случай ясно подтвердить
Свою любовь к Иисусу не только на словах.
«За мной иди на проповедь» – таков Его вердикт,
Антихрист только будет в проповедь плевать. 29.11.08. ИгЛа