Вопрос 1904: 7 т.
Вы не боитесь, что погрешите против видений, какие были святым, да еще тем, кто назван Великим? Можете ли так утверждать, что эти голоса, эти видения им были от лукавого? Но тогда Вам придется тянуть за эту цепь и дальше, что и Антоний Великий и Арсений Великий были вовсе и не святые, а заблудшие и погибшие и других туда же увлекли?
Ответ:
Вопрос чрезвычайно серьёзный. К этому вполне подойти можно. Но я здесь останавливаюсь. Ссылки на жития не всегда даже оправдывают написанное в них. Мы же не знаем, как было в действительности, что потом накрутили эти житописатели. Может быть, совершенно и не так было. Но сравниватьих видения с бывшими в Библии мы должны, потому что иначе скатимся к прямому идолопоклонству, почитая святых более, чем Господа Саваофа. Давайте сравним несколько видений Апостолу Павлу и бывшие видения Пахомию, Арсению, Антонию и другим. Уже возносясь, Христос даёт самый важный наказ Своим ученикам. Что это самый важный наказ, это и так понятно; когда мы уезжаем, то остающимся дома даём еще раз самый обязательный наказ. Уже на подножке вагона стоя, еще раз напоминаем: ты не забудь коровам воды доливать, голубям корм досыпать, иначе они все погибнут; да не забудь полить цветы, иначе засохнут. Вот такой наказ дает Господь уже как бы в последнюю минуту перед прощанием. Деян.1:4-9 – «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». 3Ездр.5:36 – «оживи иссохшие цветы».
Дух Святой даст силу для свидетельства даже до края земли. Не для того Дух Святой будет дан – не для того, чтобы вы скорее скрылись в любимых горах, в пещерах, для иноческих подвигов богомыслия и упражнения в посте и бдениях. Эти последние, самые-самые последние слова Христа о том, чтобы вовремя раздавали домочадцам проповеди. И так же Он придет и с этого же начнет спрос: чем вы кормили, что давали, не зарыли ли Мое повеление, не засургучили ли Мой наказ, не подменили ли Мои заповеди вымыслами монашескими?
Лук.12:42-43 – «Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так». А если раб тот зароет хлеб и будет торчать на вершине горы, ожидая хозяина, то чем он докажет свою преданность и послушание Господину? Тем, что сохранил, завернув в платок, этот талант? Но участь его будет, как всем зарывшим слово Божие. Лук.19:20 – «Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок». В церкви, в гостинице нужно ухаживать за больными, а не убегать в пещеры. Придет Небесный Самарянин, а гостиник давно уже скрылся на вершину горы и в пустыню утёк, а больные с голоду попримерли и Египетская пустыня только свидетельствует, что монахи покинули народ и Египет стал не христианским. Лук.10:35 – «а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Слово «отъезжая» означает то же, что и перед вознесением сказанное. Христос никогда и нигде не говорил, что эти Его наказы через некоторое время будут Им изменены. Напротив того, Он предупреждал, чтобы мы не верили иным пророчествам или видениям, если они будут не согласны с тем, что Он говорил. Лук.17:22-23 – «Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, – не ходите и не гоняйтесь». И какое слово и наказ Христа ни возьмешь, нет почти ни одного, которые бы монахи не извратили, не скрыли, не перетолковали совершенно напротив слова Христа. Прямо-таки антихристовым смыслом изничтожая слова Спасителя о проповеди миру. И слова Спасителя перед прощанием были не иные, как те, какие Он постоянно говорил и при жизни, и после воскресения. Самый главный наказ был – пасти овец и агнцев, что Он и дал Петру. Иоан.21:15 – «Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих».
Не говорил же Господь, чтобы ученики его загнали овец за высокую стену-мандру и там бы их кастрировали и стерилизовали, чтобы они не давали потомства. Мф.10:16 – «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Иоан.10:12 – «А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их». Бросили народ, скрылись, бежали за стены монастырские и теперь целые страны те, где монахи царствовали многотысячными монастырями, где из народа высосали самое лучшее, самое ревностное и угробили сотни тысяч талантов, не вышли в мир на проповедь по зову Христа, и сами ушли в песок.
Были видения Павлу; и мы их сравним с монашескими, когда по явлению иконы или колокольному звону, или по зажегшейся свече они уходили всё глубже и глубже в пустыню или в леса. Деян.22:21 – «И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам».
Деян.16:9 – «И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам». Антонию и Арсению видения совершенно иного плана: беги. Не разговаривай, скройся. Затворись. Но Евр.13:8 – «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же».
Относительно святости этих святых мы ничего не знаем, кроме того, что нам написали монахи же. Но я им молюсь и этим заканчиваю их почитание. Но подражать им нельзя и противопоказано. Евр.13:7 – «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».
Если у Апостола Павла в бурю на море было видение, то оно опять же было доказательством верности Христа Своему слову, что Его дети и после бури нужны Ему для проповеди. Деян. 28:23-25 – «Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою». Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано». Иоанн Богослов попадал в подобные трудности на море. Но не закрылся же он на Патмосе и не принял же обетов монашества, не стал иноком в пещере. А уже Иоанн с Аркадием когда попали в бурю, то и сами они, и родители их стали иноками после чудесного их спасения от потопления. И это возведено в образец подвига. Но явно же, что не сходится. Нельзя же сказать, что это одно и тоже. Рим.10:2 – «Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению».
Если же то было у Павла от Бога, тогдарешение монахов было или волевым их поступком не евангелизированного сознания, или дух обольщения вытравливал самых добрых и гнал в закрытые зоны, чтобы ни до кого не дошла Евангельская весть.