Вопрос 1133: 3 т.
Скажите, как объяснить большую схожесть текстов всех четырех Евангелий, а они писались разными людьми и в разные времена? И если не сохранилось ни одной фотографии Иисуса Христа, то как объяснить сходство большинства Его изображений на иконах?
Ответ:
Относительно четырех Евангелий, принятых в церковный канон ответ дается в Новом Завете. 2Пет.1:21 – «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». Т.е. авторство принадлежит одному лицу – Духу Святому. Ученики Христа многое забывали, даже при Его жизни. Писание об этом говорит так: «Тогда вспомнили они». Плохо, когда человек что-то забывает, но хорошо, когда забывает ненужное, сиюминутной важности, иначе наш «компьютер» давно бы сгорел от перегрузки. Сам Господь нас учит о многом забывать, как например, о прегрешениях ближних против нас. Да и Сам Он нам обещает, что многое нам не припомнит и забудет, если мы будем искренне любить Его. Ис.38:17 – «Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой». Христос обещал послать Духа Святого, который очистит память Апостолов, и они напишут без искажения свои Евангелия и послания. Иоан.16:8 – «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде».
Относительно изображения Иисуса Христа нет ни слова во всей Библии. Есть предание о нерукотворном образе Христа, есть древнейшие иконы, а позже были составлены каноны иконописи. Христа узнают по еврейской одежде и длинным волосам, но если собрать все иконы, то следователи криминалисты почти каждую из них отнесли бы к новому лицу, настолько они пишутся небрежно, а иногда и преступно небрежно. Режиссеры, ставящие фильмы с участием Иисуса Христа, Ирода и Понтия Пилата подбирают почему-то артистов, совершенно не похожих ни по лицу, ни по росту, ни по походке, ни по разговору. Лично мне кажется, что самые удачные игровые образы были взяты в фильме «Иуда бен Гур» и в фильме «Иисус». Если в житиях святых говорится, что ни один художник не мог изобразить красоты Февронии и других агниц Божиих, то что говорить о преблагословенной Приснодеве Марии, прекраснейшей Деве, и о Самом Творце Иисусе Христе. Вся их красота была внутри их, в их обаянии любви, милосердия, кротости. Если бы сегодня спросили, можно ли взвесить добро и зло, какое претерпел мир от изображений Христа, то сразу бы стало видно, что если бы изображения Его вообще не было на земле никогда, верующие ничего бы от этого не потеряли, но избегли бы очень многих жертв ненужных.