Вопрос 2171: 8 т.
Вы всё время отсылаете за советом к Библии; но это же не принято у нас, православных, – зачем нам это нужно? Мы же можем заблудиться с Библией. Вон сектанты с Библией на сколько осколков разделились – у нас же есть настоящие старцы в Сергиевой Лавре. Поехал - всё разузнал! Игнатий Брянчанинов советовал всегда к таким православным отцам обращаться, а не к Библии. Вы про это читали?
Ответ:
Мне почему-то сдается, что Вымало знакомы с указанным автором аскетических трудов.За 42 года нелицемерного проповедничества и миссионерства мне ни разу и ни в одном монастыре ещё не встретилосьдаже подобие духоносности - сплошной обман от этих Крестьянкиных, Гурьяновых, Кириллов, Адрианов, Амвросиев. Что быни сказали - обязательно противоречиеБиблии. Они слепые вожди слепых. Вот об этом и говорится у Игнатия Брянчанинова, моего тёзки, в чём мы с ним согласны полностью.
«Приношение современному монашеству» Игнатий Брянчанинов т 5. стр. 75. «Древним послушникам их духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию; ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писаниии потому подвергаться частым и продолжительным недоумениями погрешностям. Антоний Великийне был в послушании у старца, но в новоначалии своём жил отдельно и заимствовал наставления из Писания и от разных отцов и братий. Оказывай послушание всем отцам и братьям в их приказаниях, не противных Закону Божию, но никак не будь послушен на зло, если бы и случилосьтебе потерпеть за нечеловекоугодие и твёрдость твои некоторую скорбь.
По страстности и слепоте твоей иной страстный и зловредный совет может понравиться тебе единственно по неведению и неопытности твоим или потому, что он угождает какой-либо сокровенной неведомой тобою, живущей в тебе страсти. Как о своих помыслах, так ипомыслах ближнего, о егосоветах, советуйся с Евангелием. Тщеславие и самомнениелюбит учить и наставлять. Они не заботятся о достоинстве своего совета! Они не помышляют, что нанесли ближнему неисцельную язву нелепым советом, которыйпринимается неопытным новоначальным с безотчетною доверенностью, с плотским и кровяным разгоряченьем! Им нужен успех, какогобы ни был качества этот успех, какое бы ни было его начало! Им нужно произвести впечатление на новоначального и нравственно подчинить его себе! Им нужна похвала человеческая!Имнужно прослыть святыми, разумными, прозорливыми старцами, учителями! Им нужно напитать свое ненасытное тщеславие, свою гордыню.
Была справедливою молитва пророка всегда, в особенности она справедлива ныне: Пс.11:2-3 – «Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного».Слово ложное и лицемерноене может не быть словом злым и зловредным. Против такого настроения необходимо принять меры осторожности. «Изучай Божественное Писание, - говорит Симеон Новый Богослов, - и писания святых отцов, особливо деятельное, чтобы с учением их сличив учениеповедения твоего учителя и старца, ты мог их видеть (это учение и поведение) как в зеркале и понимать; согласноес Писанием усваивать себе и содержать в мысли; ложное же и худое познавать иотвергать, чтобы не быть обманутым.
Знай, что в наши дни появилось много обманщиков и лжеучителей. Преподобный Симеон жил в десятом столетии по Рождестве Христовом, за девять веков до нашего времени: вот уже когда раздался голос праведника в святой Христовой Церкви о недостатке истинных, духоносных руководителей, о множестве лжеучителей.
С течением времени более и более оскудевали удовлетворительные наставники монашества: тогда святые отцы начали более и более предлагать руководство Священным Писанием и писаниями отеческими. Преподобный Нил Сорский говорит: «не малый подвиг -найти непрелестного учителя». Они наименовали непрелестным того, кто имеет свидетельствованное БожественнымПисаниемделание и мудрование и стяжал духовное рассуждение. И то сказалисвятые отцы, что и тогда едва можно было найти непрелестного учителя таким предметам; ныне же, когда они оскудели до крайности, должно искать со всею тщательностью, если же не найдётся, то святые отцыповелели научаться из Божественного Писания, слыша Самого Господа, говорящего: Иоан.5:39 – «Исследуйте Писания,ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне».Рим.15:4 – «А всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду».
Преподобный Нилжил в 15-омвеке: «никто не должен утаевать слова Божия по своему нерадению, но исповедовать свою немощь и вместе не скрывать истины Божией, чтобыне сделаться нам виновными впреступлении заповеди Божией. Не будем утаеватьслова Божия, но будем возвещать его. Правильнее же: преподаем не мы, потому что мы недостойны этого, но преподают блаженные святые отцы из Божественного Писания. Вот превосходный образец для современного наставления!Он вполне душеполезен для наставника и наставляемого; он – правильное выражение умеренного преуспеяния; он соединен с отвержением самомнения,безумной наглости и дерзости, в которые впадают подражающие по наружности Великому Варсонофию и другим знаменоносным отцам, не имея благодати отцов. Что былов тех выражением обильного присутствия в них Святого Духа, то в безрассудных, лицемерных подражателях служит выражением обильного невежества, самообольщения, гордости, дерзости. Подумайте, что мы должны воздать ответ за каждое праздное слово, тем тягостнее ответ за слово Божие, произнесённое с тщеславием и по побуждению тщеславия.
Пс.11:4-5 – «Истребит Господь всеуста льстивые, язык велеречивый,тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?» Истребит Господь ищущих славы своей, а не Божией. Устрашимся угрозы Господней! Со страхом Божиим и благоговением к словам Божиим, а не как свои собственные слова будем гововрить. 1 Петр.4:10-11 – «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа». Действующий из себя действует для тщеславия и приносит и себя, и послушающих его в жертвусатане; действующий из Господа, действует в славу Господа, совершает своё спасение и спасение ближних Господом, Единым Спасителем человеков. Будем страшитьсяпреподания новоначальному какого–либо необдуманного наставления, не основанного на слове Божием и на духовном разумениислова Божия. Лучше сознаться в неведении, нежели выказать ведение душевредное. Охранимся от великого бедствия - превратить легковерного новоначального из раба Божия в раба человеческого.
Чтобы исполнить волю Божию, нужно знать её. Только при этом познании возможно отвержение своей поврежденной воли и исцеление её волею Божиею.
Стр.83. Смирятьсяподобает по томупревосходному образцу, который представляется нам Священным Писанием в молитве трех святых отроков, подвергшихся в Вавилоне тяжкому испытанию за верность свою Богу».