Вопрос 729: 2 т.
Почему при совершении крестного знамения движение рукой делаем сверху вниз, а потом справа налево, а у католиков слева направо?
Ответ:
Есть несколько толкований. Сверху вниз – это вертикальный столб, закопанный в землю. Означает гнев Божий, сходящий с неба на людей за злые их дела. Поперечная черта означает милость, распростертие рук Христа на перекладине. Он принял на Себя «возмездие за грех – смерть» – Рим.6:23, а мы скрываемся под Его руками, с верою прибегая к Нему. При совершении крестного знамения, полагая персты на лоб говорим слова: «Господи…», т.е. «Ты – Господь, Глава всему, Глава Церкви». Переносим на чрево (пуп): «…Иисусе Христе…», т.е. «это имя Ты получил родившись, пройдя через чрево девы Марии». После этого руку переносим на правое плечо: «…Сыне Божий…», т.е. после вознесения на небо Он воссел одесную престола величия Отца, как равнопоклоняемый. И перенося руку на левое плечо говорим: «…помилуй мя, грешнаго» (точно на плечо, а не ниже, как обычно делают все, даже священники и архиереи и патриарх, радуя этим демонов), «помилуй меня грешного от стояния на левой стороне». Иоанн Златоуст: «Небрежному маханию руки радуются бесы». Большую, просто страшную ошибку делают те, кто руку со лба переносят на грудь, не донося ее до живота, так что получается если схематически изобразить крест – нижняя часть креста более короткая, чем верхняя, т.е. перевернутый крест, чему бесы только радуются: на всех своих шабашах колдуны подвешивают распятие вниз головой и таким перевернутым крестом знаменовалась практически вся Русь, ибо так научали ее в учебниках, издаваемых по благословению Синода. Кажется нет ничего проще, даже и ума никакого не надо, чтобы правильно совершить крестное знамение, но и здесь умудрились буквально наворочать в каждом взмахе, движении ошибку на ошибку, и в этом вина только священников, которые сами правильно не совершают крестного знамения и других не учат.
Кроме того, сначала нужно до конца совершить крестное знамение, а потом начинать поклон, иначе получается «ломаный» крест, и поклон совершать так, чтобы опустив руку, можно было достать до пола. Обо всем этом писали в «Троицких листках» еще в царское время.
Если разобраться до конца, учитывая, что эта молитва есть просительная, то самое главное в изображении крестного знамения есть именно перенесение руки на левое плечо. Первые три прикосновения не выражают никакой просьбы, но подтверждают догмат нашей веры. Вся просительная сила, напряжение молитвы как раз и сконцентрирована в словах «помилуй, пощади», чтобы не оказаться с диаволом на левой стороне. В этом вопль просительной Иисусовой молитвы. И как раз левое плечо, как пораженное, не допускает до себя прикосновения перстов при неправильном осенении. Кто не допускает, кто этого боится? А левого плеча касаются единицы, почти все священники крестятся как проходимцы возле церкви.
Католики всё точно также объясняя вначале касаются левого плеча, а потом правого, говоря так: «Меня, стоящего с левой погибельной стороны, переведи на спасительную правую», полагая все пять перстов, обозначающих пять ран Иисуса.