Вопрос 728: 2 т.
Почему в Библии нет указания на нанесение крестного знамения?
Ответ:
Вот поэтому в беседах с сектантами никогда не настаивайте на том, чего нет в Библии. Те, кто доказывает, что крестное знамение имеет основание в Библии, указывают на следующие места: 1. Моисей ударил море жезлом крестообразно. Исх.14:16 – «А ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше». Ответ: этого в Библии нет. Нельзя, как говорят в миру, притягивать доказательства за уши и «надевать шубу на кисель». Еккл.1:15 – «Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать».
2. Моисей повесил медного змея на знамя, которое изображают в виде креста. Чис.21:9 – «И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив». Что знамя было в виде креста – этого в Библии нет.
3. Кровию пасхального агнца были помазываемы крестообразно входы в жилище евреев: косяки, перекладины и порог. И это очередная православная неправда. Проще сказать – самая настоящая ложь против Библии. Исх.12:7 – «И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его». Исх.12:23 – «И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения». И если Господь не повелевал и не находил знаков крови агнца на пороге, которого и не было, т.к. евреи жили в шатрах, то откуда же православные взяли материал на эти пороги?
4. Моисей крестообразно простирал руки во время битвы. Исх.17:11 – «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик».
И здесь нет подтверждения тому, на чем настаивают православные. Во всей Библии нет даже намека на крестное знамение. Василий Великий объясняет необходимость крестного знамения только обычаем, принятым от предшественников, и поэтому настаивать на том, чтобы сектанты изображали на себе крестное знамение, мы не имеем никакого основания. Без крестного знамения можно спастись. Дело в том, что диавол поражен Крестом – крестными страданиями Христа, Его кровью. Евр.2:14 – «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола». И даже слово о Кресте Голгофском есть великая сила для верующих. 1Кор.1:18 – «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия». Если собака была бита палкой, то в следующий раз ты только наклонись за дубинкой, и она уже поджала хвост и бежит без оглядки. Так точно и с диаволом. Как говорит Киприан Карфагенский сатане: «Ты боишься и тени Креста». Вот почему мы изображаем на себе честный и животворящий крест Его, ограждаемся им как щитом, многократно запечатлевая себя, получая от него благословение и поражая врага. А справа налево или слева направо проводить рукой или как слагать персты – не имеет никакого значения, лишь бы было дано библейское обоснование. Страшно то, что нет ни одного самого нужного и спасительного дела, из-за которого бы сатана не поссорил носящих на себе имя христиан. Из-за одного не так прижатого перста они не хотят и видеть друг друга и вместе помолиться. А это уже нелюбовь и грех.
Крестное знамение и сложение перстов всегда отвечало насущным требованиям борьбы против ересей. Иоанн Златоуст говорит, что сначала осеняли себя одним перстом, но не говорит каким, думаю, что указательным пальцем правой руки (о том, что именно правой свидетельствует Василий Великий, потому что Богу посвящаем лучшее). Какое дать объяснение тому, что указывая на что-то, все народы делают это правой рукой и указательным пальцем, даже малые дети, будь то русский или цыганенок. Это очень похоже на то, что когда человек движется, то для сохранения равновесия при каждом шаге как маятник движутся его руки, и не нужно думать какой рукой взмахнуть, это уже заложено в человеке от рождения, так очевидно и способ указания указательным пальцем, за который говорит и название. В Римской империи, в их пантеоне, было свыше пятисот божеств, как в Британском музее. Христианам предлагали занять пятьсот первую нишу статуей Христа. Рим был очень терпим к многобожию, только бы признавали главенство императора, как главенство папы, и приносили бы ему жертвы (может отсюда идет претензия римских пап на главенство?). Если бы христиане согласились с этим, то не было бы никакого гонения на них, об этом говорят все жития. Но компромисс не был повенчан с христианством в его люльке, и христиане объявили все пятьсот божеств ложными – бесами, погибельными. 1Кор.10:20 – «Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами». Этого христианам власть простить не могла, и вызов был принят. Борьба шла на полное истребление и была слишком неравной. Есть люди, которые не верят в чудеса, но по крайней мере два чуда они могут бесспорно признать: это сохранение еврейской нации со всеми ее особенностями и сохранение христиан по неложному слову Христа. Мф.24:34 – «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет». История сохранила два слова, с которыми выходили на казнь, на арену свидетели Иисуса: «Crictus regnat! (Христос царствует!)», и поднимали вверх один перст.
Когда в церкви возникла ересь антитринитариев – против Троицы, то стали слагать три перста (см. Житие Мелетия), и на эту форму сложения пальцев насильственно перевел русский народ Никон. Когда же в церкви возникли ереси монофизитов и монофелитов, то православное сознание мгновенно отреагировало двуперстным сложением. Когда на Руси было принято христианство при князе Владимире, то в Греции на равных существовало двуперстие и троеперстие. В Россию прибыло двуперстие, а о существовании троеперстия они даже не подозревали. К моменту реформы Никона в Греции преобладало троеперстие, и, чтобы привести к единообразию, была проведена Никоном реформа. Если брать просто по рассуждению, по смыслу, то ни двоеперстие и ни троеперстие не отвечает смыслу Священного Писания. Мы совершаем крестное знамение, т.е. начертываем Голгофский Крест, на котором был распят Иисус Христос – Богочеловек. Но на Креста не умирала ни Троица (троеперстие), ни Божество Богочеловека (двоеперстие), а страдал Он только по Человечеству (один перст). Повторяю, что католическое сложение перстов при крестном знамении более всего соответствует смыслу Священного Писания: пять пальцев – пять ран Христа (две на руках, две на ногах, одна в боку). И мы спасаемся кровью Христа, ранами Его, которые Он претерпел не Божеством, а именно Человечеством Своим. Ис.53:5 – «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». 1Пет.2:24 – «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились». 1Иоан.1:7 – «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».
Я не католик, и по-католически не совершаю крестного знамения, но мне совершенно претит то дикое упрямство, какое есть в нас православных. Нужно быть справедливым даже по отношению к тому, к кому ты не расположен, в данном случае к католикам. Кто как совершает крестное знамение, так и совершай, но не оскорбляй другого, не унижай его религиозные благоговейные чувства. В этом особенно изощряются староверы-беспоповцы, сами не имеющие священства, и потому находящиеся вне церкви. Против троеперстия они говорят: «щепотники, так только табак берут из кисета», забывая, что сегодня почти нет самокруток, а есть готовые папиросы, которые всегда держат двуперстно, а именно указательным и средним пальцем – присмотрись к любому курящему. Против же католиков говорят: машут своей лопатой, т.е. ладонью.