Вопрос 742: 2 т.
У католиков святые изображены в основном не на иконах, а в виде скульптур. Мы, православные, должны считать их святынями или идолами? Вернее так: с точки зрения православных как это выглядит?
Ответ:
В вопросе разрешения возникающих осложнений с кем-либо лютейший тиран (Сталин) выразился так: нет человека, нет и проблемы. Я ссылаюсь на совершенно неавторитетную для христиан личность и пытаюсь извлечь из этого драгоценное. Иер.15:19 – «На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним».
Эту мысль предвосхитил Нерон. Когда ему говорили: «Подумай, что скажут о тебе потомки за твое несправедливое преследование христиан», он ответил: «Я уничтожу их всех, и потомки вообще не будут знать, что были какие-то христиане». Не посчитайте эти данные отвлеченными от вашего вопроса, но мы, сегодняшние христиане, сами искусственно создаем себе многие и неразрешимые вопросы (как говорят «проблемы» – не люблю это слово). Если бы была глубокая, истинно духовная вера, жизнь в Боге, как у Адама до грехопадения, то не было бы никакой нужды ни в иконах, ни в скульптурах. Мы потеряли реальность жизни во Христе, Он всего лишь в воображении, а нужно, чтобы Он был в нас, мы жили в Нем. Если жених постоянно с невестой, то зачем ей скульптуры и портреты его? Если бы сейчас подробно составить список, каталог всего, что случилось, произошло, все жертвы, потрясения, войны за иконопочитание, мы бы ужаснулись и не поверили. Не было бы икон и скульптур – не было бы и этих забот. Сегодня искусствам художников уделяется больше внимания и надежд, чем проповеди, чем крещению Духом Святым. Сам по себе вопрос говорит о полной недуховности, вплотную придвинувшей человека к идолопоклонству. Изображение икон. На чем? На каком материале? Для старообрядцев: только на дереве и на железе, хотя изображение может быть и на воде, и на воздухе (голография). Наука показывает сегодня безграничные возможности в этом направлении. Здесь тоже бесконечные вопросы: как это принимать, как к этому относиться. Нам нужно плакать день и ночь из-за того, что мы потеряли Христа, удалились от Него, и теперь балуемся картинками и статуэтками, решая, что лучше, и как к ним относиться. Малые, неразумные и безумные дети. «Царь небесный, Утешитель, Дух истины, приди и вселись в нас».
Когда Господь выводил Петра на вселенскую проповедь, то Петр обернувшись, то есть отклонив взор от Иисуса заботится о продолжении прежней привычной дружбы с Иоанном и восклицает: «Господи, а он что?» И Господь ставит всё на место: «Что тебе до того, ты иди». Что тебе до скульптур и икон, ты постоянно молись: «Ей, гряди Господи Иисусе!» Откр.22: 17, 20 – «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!»
И скульптура и икона в равной степени не приближает нас, а отвлекает, когда есть глубокая и горячая вера и связь с Иисусом. Но если этого нет, то никакие костыли не помогут тебе бежать на ристалище жизни. 1Кор.9:24 – «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить». У Симона Петра, этого камня веры, была слабая память, он часто повторял одни и те же ошибки, то есть он такой же как мы, и поэтому так дорог, близок и понятен нам. Когда он шел по волнам ко Христу, то волны для него были крепче нашего асфальта, но когда он отвел взор в сторону от Христа, то тут же стал захлебываться в волнах. Смотрите прямо на Иисуса, и эти вопросы о скульптурах никогда не возникнут. Любите не скульптуры и иконы, а Иисуса. Хорошо нам быть с Иисусом на Фаворе, но не с иконой и не со скульптурой.