Вопрос 950: 3 т.
Откуда же известно иконописцам, изображающим святых, что они на небе? А может они в преисподней? Этого же никому знать не дано?
Ответ:
«Аминь и аминь. Кончились молитвы Давида, сына Иесеева». (Пс.71:19-20) Так заканчивает Давид, и очевидно в эту ночь он спал очень спокойно и умиротворенно. Так и этот вопрос радует меня, что не один я мучаюсь им. В начале церковь канонизировала только мучеников и исповедников, а теперь творится что попало. Собирается Синод, дедушки в клобуках, и воображают себя, что они как Синедрион у Господа Бога, разводят людей налево и направо. Даже подумать страшно, куда зашло юродивое православие. Я ожидал услышать другой вопрос: откуда иконописцы знают образ святых. Да ниоткуда. Суд.17:6 – «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым». Без царя в голове чего человек не придумает и не сделает. Я совершенно точно знаю и разговаривал с известными иконописцами, чьи труды-изображения изданы в особых книгах, даже в международном масштабе. Один из них в Америке (еврей из России), приведши меня к себе домой в Сан-Франциско, на мое замечание, что иконы-то так небрежно нарисованы – с какими-то деревянными носами, он засмеялся и сказал: «Эти американцы толстосумы – дураки, и им это нравится, что так оригинально пишу». И назвал суммы, какие ему платят за них.
Из житий святых известно не более двух случаев, когда иконописцам явились сами святые, каких они рисовали, и даже было наказание этих «изуграфов» от них. 13 сентября, Корнилий, иконописец Енкратий рисовал икону Корнилия, и у него не получалось, и он ругался.