Вопрос 912: 3 т.
Блаженная Феодора получила спасение только по добродетелям Василия Нового. Как можно так служить святому и тоже заслужить такую же милость на суде Божием?
Ответ:
О том, что помогать верующим и неверующим – это не одно и то же, говорит вся Библия. Мф.10:42 – «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». 4Цар.4:8-17 – «В один день пришел Елисей в Сонам. Там одна богатая женщина упросила его к себе есть хлеба; и когда он ни проходил, всегда заходил туда есть хлеба. И сказала она мужу своему: вот, я знаю, что человек Божий, который проходит мимо нас постоянно, святой; сделаем небольшую горницу над стеною и поставим ему там постель, и стол, и седалище, и светильник; и когда он будет приходить к нам, пусть заходит туда. В один день он пришел туда, и зашел в горницу, и лег там, и сказал Гиезию, слуге своему: позови эту Сонамитянку. И позвал ее, и она стала пред ним. И сказал ему: скажи ей: «вот, ты так заботишься о нас; что сделать бы тебе? не нужно ли поговорить о тебе с царем, или с военачальником?» Она сказала: нет, среди своего народа я живу. И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у нее, а муж ее стар. И сказал он: позови ее. Он позвал ее, и стала она в дверях. И сказал он: через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей. И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей». Лк.8:3 – «И Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим».
В третьем томе творений святого Иоанна Златоуста из его писем к диакониссе Олимпиаде узнаём, какую пользу она оказывала святителю своею заботой, и какая ждет ее за это награда. Я не согласен с выражением «по добродетелям Василия Нового». Каждый получит по своему труду, а не по чужим добродетелям. Это совершенно неевангельское выражение. Тот, кто писал это житие, похоже, мало знал Евангелие. Гал.6:5 – «Ибо каждый понесет свое бремя». Подобные выражения послужили фундаментом католическому учению о сверхдолжных заслугах и были фундаментом для продажи индульгенций. Это исключительно опасное выражение в данном житии, и мы его принять не можем. Оно антиевангельское. Вы специально не ищите таких людей, иначе, очаровавшись, быстро разочаруетесь. И, как правило, такие люди, немного послуживши в доме священника, многое в нем найдут отрицательного и сделаются поносителями его и его семьи. Пользуйтесь тем, что есть под рукой, наведите порядок в своей семье. Сумейте увидеть Христа в тех, кто рядом с вами. А то получится, как в рассказе о посещении Христа: всё ждала Христа в венце и всех от себя отгоняла. И осталась без Христа.
Вопрос 913: Почему в Ветхом Завете можно было праведнику Давиду так зверски убивать? Но было же и «возлюби ближнего своего...».
Ответ: На многие «почему» ответ не был получен ни в Ветхом Завете, ни в Новом, а будет открыт, быть может, только в вечности. Вопрос решался чисто по-сталински: нет человека – нет проблемы. Никто никого не уговаривал, не убеждал, не агитировал. Заповедь «люби ближнего» требует очень большого напряжения для своего исполнения. Такого закона нет в природе ни у птиц, ни у зверей, ни у рыб, ни у насекомых. Всюду действует закон выживания, право сильнейшего, и это всюду, и даже в растительном мире. Заповедь же возлюбить врага есть извращение нормального, поступательного движения, развития мира в природе. Человек – частица этого мира. И только тогда, когда дух «вспоминает» о своем родстве с Богом, перерождается в Его образ, тогда он соприкасается с этой заповедью. Притом, слово «возлюби» имеет очень одностороннее значение: сделай его подобным себе. Рим.12:20 – «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья». Сир.6:17 – «Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что, каков он сам, таким делается и друг его». Сир.27:9 – «Птицы слетаются к подобным себе, и истина обращается к тем, которые упражняются в ней». И сколько бы мы ни говорили о любви к врагам, и о любви именно в тот момент, когда они открыто враждуют против нас – выполнить это повеление невозможно без насилия над самим собою, это вершина преображения духа в Фаворском свете Христа, в этом мы делаемся чадами света. Лк.23:34 – «Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий».
Довольным быть – какое это благо –
Приобретенье на пустой желудок: 1 Тим.6:6
Не купленное мужество, отвага,
В любое время уходящих суток.
Мой рост, моё обличье не спасуют
В знакомствах, на работе и в быту.
Приемлю всё, ничем не комплексую,
И не завидую ни льву и ни быку.
Здоровья моего вполне хватает
Прославить Искупителя тотчас.
Я не скажу, что жизнь моя святая –
Могло быть хуже для меня, для вас.
Другие посягнули на иное,
На не принадлежащее никак.
Пример мне – Иов: пепелище с гноем,
И через день всухую, натощак.
Всегда передо мною потерпевший Деян.27:41
В расколотом о скалы корабле;
На костылях, с поклажей, только пеший –
Не претендуй на званье королей.
Я не достоин слабого дыханья,
А горсть муки мне – щедрая подачка. 3 Цар.17:12
По милости ложусь возле лохани,
Считая всё за даровое счастье.
За всё благодарю, сжимая зубы, 1 Фес.5:18
Распаханную спину распрямив. Пс.128:3
Огонь и воду, оркестрантов трубы,
Пороги, водопады у стремнин.
На эту землю, в жизнь-командировку,
Господь послал на испытанья срок.
Считая внешнее неважным – упаковкой,
Все сейфы с золотом – железный гроб.
Благодарю, насыщенный довольством,
Ненасытимо к Библии припав.
Руковожу, что есть – своим посольством…
Без ропота уйти, не во грехах.
30.6.02. ИгЛа