Вопрос 1415: 5 т.
В молитве «Отче наш» мы говорим: как и мы прощаем должникам нашим. Поясните, пожалуйста, какой род должников здесь подразумевается, и что мы должны оставлять: дети ли это наши, которым мы даем взаймы, пока они не самостоятельны, братья ли наши по вере, безбожники ли, с которыми в миру приходится иметь финансовые отношения, и которые, зачастую, нас обманывают и не возвращают долги?
Ответ:
Священное Писание дает общую канву явления, поступков, а что нам жизнь подкинет, на том и точим наши чувства. В другом варианте молитва эта несколько иначе звучит и расшифровывает отчасти вопрос. Лк.11:4 – «И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему». Долги – грехи, проступки, обиды. Лк.17:3-4 – «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему». А кому прощать, кто это будет, это тоже не оговорено, значит и сужать не нужно, а что перечислили, то и берите. Святые отцы толковали это настолько широко, что позавидуешь своим ноздрям, чем они дышали, благовонием или зловонием. Как у Арсения Великого. Перед всем мы должники. Рим.13:8 – «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон».
О денежных долгах статья особая. Сир.30:6 2 – «Давай взаймы ближнему во время нужды его и сам в свое время возвращай ближнему. Твердо держи слово и будь верен ему – и ты во всякое время найдешь нужное для тебя. Многие считали заем находкою и причинили огорчение тем, которые помогли им. Доколе не получит, он будет целовать руку его и из-за денег ближнего смирит голос; а в срок отдачи он будет протягивать время и будет отвечать уныло и жаловаться на время. Если он будет в состоянии, то едва половину принесет – и это вменит ему в находку; а если будет не в состоянии, то заимодавец лишился своих денег и без причины приобрел себе врага в нем: он воздаст ему проклятиями и бранью и вместо почтения воздаст бесчестием. Многие по причине такого лукавства уклоняются от ссуды, опасаясь напрасно потерпеть утрату».
Важно всё делать под расписку, и долги постараться вернуть.
ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ И СЕМЕНАХ
Шел сеятель с зернами в поле и сеял,
И ветер повсюду те зёрна развеял.
Одни при дороге упали, порой
Их топчет прохожий небрежной ногой,
И птиц, из окрестных степей пролетая,
На них нападает голодная стая.
Другие на камень бесплодный легли,
И вскоре без влаги их корни взошли,
И в пламенный полдень дневное светило
Былинку палящим лучом иссушило.
Средь терния пало иное зерно,
И в тернии диком заглохло оно...
Напрасно шел дождь, и с прохладной зарею
Поля освежались небесной росою,
Одни за другим проходят года, –
От зёрен тех нет и не будет плода.
Но в добрую землю упавшее семя,
Как жатвы настанет урочное время,
Готовя стократно умноженный плод,
Высоко, и быстро, и сильно растет,
И блещет красою и жизнию дышит...
Имеющий уши, чтоб слышать, да слышит!
А. М. Жемчужников