Вопрос 3821: 26 т.
Вы сделали разбор трудов более 200 поэтов, а это, как говорите, более 20 тысяч стихов и поэм. Можно ли сказать, что они поняли, что такое жизнь? И своё разумении донесли ли до народа и народ воспринял ли это?
Ответ:
Я занимался с избранными трудами поэтов, а не с полным их собранием, которого нигде не смог достать. Может быть, там есть у них и ещё что-то, что как-то изменило бы моё мнение о них. Но из прочитанного совершенно точно видно, что ни у одного из них не было духовного рождения от Слова Божия. Всё-то они стонут, скорбят о прошедшем, хотят продраться к лучшему. Но радости спасённой во Христе души нет.
Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна, как дитя, и призрачна, как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным.
Какой нестройный гул и как пестра картина!
Здесь – поцелуй любви, а там – удар ножом;
Здесь нагло прозвенел бубенчик арлекина,
А там идёт пророк, согбенный под крестом.
Где солнце – там и тень! Где слезы и молитвы –
Там и голодный стон мятежной нищеты;
Вчера здесь был разгар кровопролитной битвы,
А завтра – расцветут душистые цветы.
Вот чудный перл в грязи, растоптанный толпою,
А вот душистый плод, подточенный червём;
Сейчас ты был герой, гордящийся собою,
Теперь ты – бледный трус, подавленный стыдом!
Вот жизнь, вот этот сфинкс! Закон её – мгновенье,
И нет среди людей такого мудреца,
Кто б мог сказать толпе – куда её движенье,
Кто мог бы уловить черты её лица.
То вся она – печаль, то вся она – приманка,
То всё в ней – блеск и свет, то всё – позор и тьма;
Жизнь – это серафим и пьяная вакханка,
Жизнь – это океан и тесная тюрьма!1886. Надсон
Фил.1:21 – «Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть – приобретение». Кол.3:4 – «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе».
О суете много говорили поэты. Но что они подразумевали под этим словом? Если бы знали, то выход был бы в тот же день.
Мне в душу, полную ничтожной суеты,
Как бурный вихорь, страсть ворвалася нежданно,
С налета смяла в ней нарядные цветы
И разметала сад, тщеславием убранный.
Условий мелкий сор крутящимся столбом
Из мысли унесла живительная сила
И током тёплых слёз, как благостным дождём,
Опустошенную мне душу оросила.
И над обломками безмолвен я стою,
И, трепетом ещё неведомым обьятый,
Воскреснувшего дня пью свежую струю
И грома дальнего внимаю перекаты...1852. А.К.Толстой
Еккл.1:14 – «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё - суета и томление духа!» Еккл.2:26 – «Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он даёт мудрость и знание и радость; а грешнику даёт заботу собирать и копить, чтобы [после] отдать доброму пред лицом Божиим. И это - суета и томление духа!»
Блажен, кто имел Библию и в этой книге черпал силу.
Не лёгкий жребий, не отрадный, Был вынут для тебя судьбой,
И рано с жизнью беспощадной Вступила ты в неравный бой.
Ты билась с мужеством немногих, И в этом роковом бою
Из испытаний самых строгих Всю душу вынесла свою.
Нет, жизнь тебя не победила, И ты в отчаянной борьбе
Ни разу, друг, не изменила Ни правде сердца, ни себе.
Но скудны все земные силы: Рассвирепеет жизни зло –
И нам, как на краю могилы, Вдруг станет страшно тяжело.
Вот в эти-то часы с любовью О книге сей ты вспомяни –
И всей душой, как к изголовью, К ней припади и отдохни.
1861. Ф.И.Тютчев
Иоан.15:3 – «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». 1Тим.4:16 – «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя».
Так, в жизни есть мгновения –Их трудно передать,
Они самозабвенияЗемного благодать.
Шумят верхи древесныеВысоко надо мной,
И птицы лишь небесныеБеседуют со мной.
Всё пошлое и ложноеУшло так далеко,
Всё мило-невозможноеТак близко и легко.
И любо мне, и сладко мне,И мир в моей груди,
Дремотою обвеян я –О время, погоди!
1855 Ф.И.Тютчев
Пс.61:2 – «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Пс.15:6 – «Межи мои прошли по прекрасным [местам], и наследие моё приятно для меня».
У нас в храмах так много того, что отвлекает душу от молитвы. Но об этом сказать нельзя – посчитают ересью. А когда это лишнее, не относящееся ко спасению тащили в храм, вводили в богослужение, тогда это не посчитали за лишнее.
Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой –
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.
Не видите ль? Собравшися в дорогу,
В последний раз вам вера предстоит:
Ещё она не перешла порогу,
Но дом её уж пуст и гол стоит, –
Ещё она не перешла порогу,
Ещё за ней не затворилась дверь...
Но час настал, пробил... Молитесь Богу,
В последний раз вы молитесь теперь. 1834. Тютчев
Ос.6:10 – «В доме Израиля Я вижу ужасное; там блудодеяние у Ефрема, осквернился Израиль». Иоан.2:15 – «И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул». Мрк.11:16 – «и не позволял, чтобы кто пронёс через храм какую-либо вещь».
Убиты медью вечерней И сломаны венчики слов.
И тело требует терний, И вера — безумных цветов.
Упасть на древние плиты И к страстному Богу воззвать,
И знать, что молитвой слиты Все чувства в одну благодать!
Растёт прилив славословий — И вновь, в ожиданьи конца,
Вином божественной крови Его — тяжелеют сердца;
И храм, как корабль огромный, Несётся в пучине веков.
И парус духа бездомный Все ветры изведать готов.
1910. Осип Мандельштам
3Цар.8:11,29 – «и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Моё имя будет там»; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой».