Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.internal_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 27

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.input_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 28

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.output_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 29

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 90

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 91
Вопрос 3441: 21 т.

В чём главное различие взгляда на спасение грешника, как оно трактуется в православии и в протестантизме?

Ответ:

Протестанты рассуждают, держа в руках Библию, а православные свои традиции, труды человеческие. Проще сказать, православные, в подавляющем большинстве сами не пережившие духовного возрождения от Духа Святого через Божье Слово, и в людях видят таких же, как мыслят о себе – человек болен, а, придя в церковь, он излечивается в Таинствах (чаще и как можно чаще исповедывайся и причащайся, и как можно чаще, чаще, чаще причащайся). А причастия не бывает без литургии, а литургия не бывает без священника – значит, всё наше спасение в руках священнослужителей. А тут на подмогу храм, алтарь, мощи, иконы, колокола и одежды, и свечи, и бесконечность ветхозаветных обрядов в новозаветной окраске и оболочке. Библия же учит, что человек в раю не повредился, не кариес на зубах появился, а он умер, умер совершенно, окончательно и бесповоротно, навсегда, навечно. Быт.2:17 – «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». И для спасения, для воскрешения падшего человека с неба сошёл Сын Божий Иисус Христос и взял на Себя грех людей и умер за грех на Голгофском кресте. Ис.53:6 – «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». Христос занял место грешника. Гал.3:13-14 – «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою». Даже самые лучшие представители православия, даже при знании всей апологетики и экзегетики православия, защитники православия путаются и легко скоромятся в диспутах на эту тему с протестантами, которые абсолютно правильно понимают вопрос искупления падшего Адама и каждого человека в Адаме. Защитники православного разумения спасения всё пытаются лечить мертвецов, причащать мертвецов, канонизировать мертвецов. Вот пример: («Протестантам о Православии», диакон Андрей Кураев. стр. 87). «И подумаем: можно ли эти Евангельские прит­чи прокомментировать такими, например, сло­вами адвентистского богослова: «В нравственном отношении люди греховны. Когда Бог вменяет им их беззакония, Он должен смотреть на них, как на грешников, как на врагов, как на объек­ты Его Божественного гнева, ибо существует нравственная и религиозная необходимость, что­бы Божья святость проявляла себя во гневе про­тив греха»?

В отличие от западного христианства, склонно­го описывать драму грехопадения и искупления в терминах юридических, восточное христианство осмысляет отношения человека и Бога в терми­нах органических. Для Православия грех не столько вина, сколько болезнь. Бог не наказывает грешника, как судья наказывает преступника. Здесь скорее отношения врача и больного. Если я пришёл к дантисту с запущенным кари­есом, он, конечно, меня отчитает за то, что я на­вредил себе, не заботился о здоровье... Но при этом вряд ли он скажет, что за мой грех он теперь выр­вет мне два зуба. Я сам причинил себе вред, и сам был причиной той боли, что причиняет мне при­косновение врача. Так и с болезнями моей души. Здесь нет раз­дельности: вот мой былой грех сам по себе, вот я. Заметим, что увлекшийся автор предписывает Богу, как Тому следует Себя вести: Бог должен. И непонятно, откуда взялась та необходимость, которая подчиняет себе Бога, диктуя Ему правила поведения». Лук.7:19 – «Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» Лук.15:24 – «ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться». Еф.2:1 – «И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим». Еф.2:5,8-9 – «и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены,.. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

На стр. 90-91 Кураев утверждает: «Он принял на Себя последствия наших грехов, ту ауру смерти, которой люди окружили себя, изоли­ровавшись от Бога, Христос заполнил Собою. Не переставая быть Богом, Он стал Человеком. Люди далеко ушли от Бога, невольно пододвину­лись к небытию - и туда, к той же границе небы­тия, свободно подошёл Христос. Не приемля гре­ха, но приемля последствия греха. Как пожарный, бросающийся в огонь, не соучаствует в вине под­жигателя, но соучаствует в боли тех, кто остался в охваченном огнем здании. Не всех людей Христос нашёл на земле. Многие уже ушли в шеол, в смерть. И тогда Пастырь идёт вслед за потерявшимися овцами — в шеол, чтобы и там, в бытии после смерти, человек мог нахо­дить Бога. Христос проливает кровь не для того, чтобы умилостивить Отца и дать Ему «юридическое право амнистировать» людей. Через пролитие крови Он, Его любовь, ищущая людей, получает возможность для входа в мир смерти. Не как Deus ex machina врывается Христос в ад, но Он входит туда, в столицу своего врага, ес­тественным путем — через Свою собственную смерть. Христос мучительно умирает на Кресте не потому, что Он приносит жертву Отцу или диаволу, — «Oн раскинул руки Свои на кресте, что­бы обнять всю вселенную» (святитель Кирилл Иерусалимский. Огласительные беседы. 13, 28).

Жертва Христа - это дар Его любви нам, людям. Он дарует нам Себя, Свою Жизнь, полноту своей вечности. Мы не смогли принести должный дар Богу. Бог выходит навстречу и дарит нам Себя. Не Свою смерть («выкуп») принёс с Собою Христос, а Свою Жизнь. Он взял на Себя наши немощи и наши болезни, чтобы растворить их в бесконечности Своей Божественной любви.

Отсюда — разительнейшая разница между Пра­вославием и протестантизмом. По мысли протес­тантских богословов, «Иисус пришёл на землю, чтобы умереть!» Мы же считаем, что Христос пришёл, чтобы воскреснуть: Бог «спасает воскре­сением Иисуса Христа» (1Пет.3:21). Не смертью Христа мы спасены, а тем, что смерть оказалась в Нём бессильна. Христос — не жертва, не пассивный объект страдания. Он и на Кресте литургисает, священнодействует. Он активным усилием Своей воли вторгается в об­ласть смерти и разрывает её, возвращается к жиз­ни, ломает адские врата. «Тление изгоняется на­тиском жизни» (преподобный Иоанн Дамаскин). Икона «Сошествие во ад» являет нам сокрушение врат и победу, а не муки экзистенциалиста. Над головой Христа развеваются Его одежды, которые ещё не успели опуститься следом за Ним — столь стремительно было Его вторжение в мир подземья. «Крест есть жертвоприношение, не только жертва. Жертва есть не столько пожертвование, сколько посвящение. На Голгофе священнодействует воплощенное Слово» (протоиерей Г. Флоровский)».

Теперь снова сравните с тем, что Дух Божий уже открыл людям, с чем так упорно не соглашается земной профессор. Евр.2:14 – «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола». Рим.5:10 – «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его». 2Тим.1:10 – «открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие».

«Богат ли я в сравнении с собою

Вчерашним, послезавтрашним, в конце?» –

Так рассуждаю, будто бы нас двое,

Один миллиардер, и сзади мой прицеп.

Что загрузил не к зависти соседа,

Чем обеспечено потомство не в погибель,

И есть ли цель? С утра к потере еду,

Себя в конце, чтоб смертно не обидеть?

В глазах людей я, может, голытьба,

Им неприятны все мои заплаты,

Не захотят со мной мой суп хлебать,

До тошноты им видеть мои «лапти»?

А я смотрю на их машины-зверство,

И про себя смеюсь я над собой:

«Богатство там, к чему склонилось сердце,

За что готов вступить в неравный бой».

В обыденном, в житейском мой багаж

Вполне достаточен не сгинуть с голодухи.

И в нищете пожизненный мой стаж,

Не с голоду моим мозолям пухнуть.

Без зависти друзьями окружён,

Любовью братьев и сестёр загружен.

Не Соломон, но столько рядом жён,

Теснятся за столом, я им сготовил ужин.

Миллиардер и олигарх беднее

Не в сотни, в тысячи большущих крат,

Когда духовное сравнение применим –

Здесь, за столом, Сам Иисус мне Брат.

Могу ли жаловаться, будучи богат,

Молитвой благодарности и воздух здесь напичкан?!

Жемчужины такие чтоб собрать,

Знакомился с пророками, с Апостолами лично.

Богат ли я с Матфеем двадцать пять,

Готов ли ревизировать достаток?

На ужин каждый день успеть бы мне собрать

Всех тех, кто не успел в мошну нахапать.30.04.07. ИгЛа