Вопрос 3441: 21 т.
В чём главное различие взгляда на спасение грешника, как оно трактуется в православии и в протестантизме?
Ответ:
Протестанты рассуждают, держа в руках Библию, а православные свои традиции, труды человеческие. Проще сказать, православные, в подавляющем большинстве сами не пережившие духовного возрождения от Духа Святого через Божье Слово, и в людях видят таких же, как мыслят о себе – человек болен, а, придя в церковь, он излечивается в Таинствах (чаще и как можно чаще исповедывайся и причащайся, и как можно чаще, чаще, чаще причащайся). А причастия не бывает без литургии, а литургия не бывает без священника – значит, всё наше спасение в руках священнослужителей. А тут на подмогу храм, алтарь, мощи, иконы, колокола и одежды, и свечи, и бесконечность ветхозаветных обрядов в новозаветной окраске и оболочке. Библия же учит, что человек в раю не повредился, не кариес на зубах появился, а он умер, умер совершенно, окончательно и бесповоротно, навсегда, навечно. Быт.2:17 – «а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». И для спасения, для воскрешения падшего человека с неба сошёл Сын Божий Иисус Христос и взял на Себя грех людей и умер за грех на Голгофском кресте. Ис.53:6 – «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». Христос занял место грешника. Гал.3:13-14 – «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою». Даже самые лучшие представители православия, даже при знании всей апологетики и экзегетики православия, защитники православия путаются и легко скоромятся в диспутах на эту тему с протестантами, которые абсолютно правильно понимают вопрос искупления падшего Адама и каждого человека в Адаме. Защитники православного разумения спасения всё пытаются лечить мертвецов, причащать мертвецов, канонизировать мертвецов. Вот пример: («Протестантам о Православии», диакон Андрей Кураев. стр. 87). «И подумаем: можно ли эти Евангельские притчи прокомментировать такими, например, словами адвентистского богослова: «В нравственном отношении люди греховны. Когда Бог вменяет им их беззакония, Он должен смотреть на них, как на грешников, как на врагов, как на объекты Его Божественного гнева, ибо существует нравственная и религиозная необходимость, чтобы Божья святость проявляла себя во гневе против греха»?
В отличие от западного христианства, склонного описывать драму грехопадения и искупления в терминах юридических, восточное христианство осмысляет отношения человека и Бога в терминах органических. Для Православия грех не столько вина, сколько болезнь. Бог не наказывает грешника, как судья наказывает преступника. Здесь скорее отношения врача и больного. Если я пришёл к дантисту с запущенным кариесом, он, конечно, меня отчитает за то, что я навредил себе, не заботился о здоровье... Но при этом вряд ли он скажет, что за мой грех он теперь вырвет мне два зуба. Я сам причинил себе вред, и сам был причиной той боли, что причиняет мне прикосновение врача. Так и с болезнями моей души. Здесь нет раздельности: вот мой былой грех сам по себе, вот я. Заметим, что увлекшийся автор предписывает Богу, как Тому следует Себя вести: Бог должен. И непонятно, откуда взялась та необходимость, которая подчиняет себе Бога, диктуя Ему правила поведения». Лук.7:19 – «Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» Лук.15:24 – «ибо этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся. И начали веселиться». Еф.2:1 – «И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим». Еф.2:5,8-9 – «и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены,.. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
На стр. 90-91 Кураев утверждает: «Он принял на Себя последствия наших грехов, ту ауру смерти, которой люди окружили себя, изолировавшись от Бога, Христос заполнил Собою. Не переставая быть Богом, Он стал Человеком. Люди далеко ушли от Бога, невольно пододвинулись к небытию - и туда, к той же границе небытия, свободно подошёл Христос. Не приемля греха, но приемля последствия греха. Как пожарный, бросающийся в огонь, не соучаствует в вине поджигателя, но соучаствует в боли тех, кто остался в охваченном огнем здании. Не всех людей Христос нашёл на земле. Многие уже ушли в шеол, в смерть. И тогда Пастырь идёт вслед за потерявшимися овцами — в шеол, чтобы и там, в бытии после смерти, человек мог находить Бога. Христос проливает кровь не для того, чтобы умилостивить Отца и дать Ему «юридическое право амнистировать» людей. Через пролитие крови Он, Его любовь, ищущая людей, получает возможность для входа в мир смерти. Не как Deus ex machina врывается Христос в ад, но Он входит туда, в столицу своего врага, естественным путем — через Свою собственную смерть. Христос мучительно умирает на Кресте не потому, что Он приносит жертву Отцу или диаволу, — «Oн раскинул руки Свои на кресте, чтобы обнять всю вселенную» (святитель Кирилл Иерусалимский. Огласительные беседы. 13, 28).
Жертва Христа - это дар Его любви нам, людям. Он дарует нам Себя, Свою Жизнь, полноту своей вечности. Мы не смогли принести должный дар Богу. Бог выходит навстречу и дарит нам Себя. Не Свою смерть («выкуп») принёс с Собою Христос, а Свою Жизнь. Он взял на Себя наши немощи и наши болезни, чтобы растворить их в бесконечности Своей Божественной любви.
Отсюда — разительнейшая разница между Православием и протестантизмом. По мысли протестантских богословов, «Иисус пришёл на землю, чтобы умереть!» Мы же считаем, что Христос пришёл, чтобы воскреснуть: Бог «спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет.3:21). Не смертью Христа мы спасены, а тем, что смерть оказалась в Нём бессильна. Христос — не жертва, не пассивный объект страдания. Он и на Кресте литургисает, священнодействует. Он активным усилием Своей воли вторгается в область смерти и разрывает её, возвращается к жизни, ломает адские врата. «Тление изгоняется натиском жизни» (преподобный Иоанн Дамаскин). Икона «Сошествие во ад» являет нам сокрушение врат и победу, а не муки экзистенциалиста. Над головой Христа развеваются Его одежды, которые ещё не успели опуститься следом за Ним — столь стремительно было Его вторжение в мир подземья. «Крест есть жертвоприношение, не только жертва. Жертва есть не столько пожертвование, сколько посвящение. На Голгофе священнодействует воплощенное Слово» (протоиерей Г. Флоровский)».
Теперь снова сравните с тем, что Дух Божий уже открыл людям, с чем так упорно не соглашается земной профессор. Евр.2:14 – «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола». Рим.5:10 – «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его». 2Тим.1:10 – «открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие».
«Богат ли я в сравнении с собою
Вчерашним, послезавтрашним, в конце?» –
Так рассуждаю, будто бы нас двое,
Один миллиардер, и сзади мой прицеп.
Что загрузил не к зависти соседа,
Чем обеспечено потомство не в погибель,
И есть ли цель? С утра к потере еду,
Себя в конце, чтоб смертно не обидеть?
В глазах людей я, может, голытьба,
Им неприятны все мои заплаты,
Не захотят со мной мой суп хлебать,
До тошноты им видеть мои «лапти»?
А я смотрю на их машины-зверство,
И про себя смеюсь я над собой:
«Богатство там, к чему склонилось сердце,
За что готов вступить в неравный бой».
В обыденном, в житейском мой багаж
Вполне достаточен не сгинуть с голодухи.
И в нищете пожизненный мой стаж,
Не с голоду моим мозолям пухнуть.
Без зависти друзьями окружён,
Любовью братьев и сестёр загружен.
Не Соломон, но столько рядом жён,
Теснятся за столом, я им сготовил ужин.
Миллиардер и олигарх беднее
Не в сотни, в тысячи большущих крат,
Когда духовное сравнение применим –
Здесь, за столом, Сам Иисус мне Брат.
Могу ли жаловаться, будучи богат,
Молитвой благодарности и воздух здесь напичкан?!
Жемчужины такие чтоб собрать,
Знакомился с пророками, с Апостолами лично.
Богат ли я с Матфеем двадцать пять,
Готов ли ревизировать достаток?
На ужин каждый день успеть бы мне собрать
Всех тех, кто не успел в мошну нахапать.30.04.07. ИгЛа