Вопрос 2780: 13 т.
Говорят, что верующие у гроба умершего ощущают, что умерший что-то как бы видит, и черты лица, хотя и неживые, но отражают что-то неземное. Почему же неверующие ничего этого не видят, а в некрологах только пишут о тяжёлой и продолжительной болезни?
Ответ:
Верующие не только ощущают, но и видят иногда, какв “Путешествии пилигрима”Джон Буньян описывает. И сами умирающие видят невидимое стоящим.Деян.7:55 – “Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога”. Вот как описывает смерть А.С. Пушкина его ближайший друг и поэт.
Он лежал без движенья как будто по тяжкой работе,
Руки свои опустив. Голову тихо склоня,
Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем
Мёртвому прямо в глаза; были закрыты глаза.
Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,
Что выражалось на нём, - в жизни такого
Мы не видалина этом лице. Не горел вдохновенья
Пламень на нём; не сиял острый ум;
Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью
Было объято оно: мнилося мне, что ему
В этот миг предстояло как будто какое виденье,
Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось:
Что видишь?1837.Василий Жуковский.
В акафисте “Слава Богу за всё” в кондаке 12 написано: “Я видел много раз отражение славы Твоей на лицах умерших. Какой неземной красотой и радостью светились они, как воздушны, нематериальны были их черты, это было торжество достигнутого счастья, покоя; молчанием они звали к Тебе. В час кончины моей просвети и мою душу, зовущую: Аллилуия!”
Нас время лечит каплями забвенья,
Хотя и ноют шрамы по ночам,
Боль отдаляется, свидетелей всё меньше,
И тех, кому за муки отвечать.
Забвенье – дар, которым засыпает
Кровоточащие страдания пылинкой,
Тушуется в деталях наша память
И корку цементирует песком и красной глиной.
Но есть незаживающие язвы,
И чем они свежее, тем доступней;
Трагедию Иисуса представляем ясно,
Пробиты длани, бок и прободёны ступни.
Те раны бередят,чтоб исцелиться,
К ним прикасаются, кто веры чудной жаждет,
И просветляются запачканные лица,
Белее снега бывшие чернее сажи.
Струится кровь и в нас втекают строки
О добровольных муках Властелина,
И делается узким путь широкий,
Где пьяныйрёв бы, там святые гимны.
Забвение не властно и преступно –
Страдания и боль Христа как бы сегодня.
Смерть не смогла навеять запах трупный,
И не подвластна времени и моде.
Кровь в Чаше поднимает архипастырь,
Птенцы орлиные слетаются к святыне;
Окроплены той кровью были в Пасху,
Та кровь текущая и в холод не застынет.
Боль и отчаяние лезут на Голгофу,
Гордыня опрокинута, сражённая страданьем.
Вновь молот падает в тысячелетий грохот,
И присно Матери беззвучные рыданья.
В забвенье безысходность исчезает,
И память о Воскресшем обновится.
Мы осоляем раны те слезами,
В крови омытому взойти на небо чистым.22.6..05. ИгЛа