Вопрос 2418: 11 т.
Так что же делать тем, кто видит обмирщённость в православных храмах и не хочет идти куда-то в страну далече?
Ответ:
Как пример может служить наша Барнаульская Крестовоздвиженская община, членом которой является о.Нафанаил, перешедший изМосковской патриархии в РПЦз. Послушайте, что он говорит и всегда помните, что это человек в чёрной одежде говорит, иеромонах, некогда руководительотдела «Чёрной сотни». Всё, что он советует делать, это он поднабрался в нашей общине, потому что здесь это делается больше десяти лет, вернее даже более тридцати лет мы делали это, когда и общины-тотакой ещё не было.
Издательство прп. Максима Исповедника. «Ревнитель православного благочестия» «Православие и Библия»выпуск N 18 Ведущий: иеромонах Нафанаил (Судников).
23 ноября 2004 г., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Домашняя страница рассылки: http://win.subscribe.ru/catalog/religion.orthodoxnbible Архив рассылки:
http://win.subscribe.ru/archive/religion.orthodoxnbible
Мир и благодать всем читателям нашей рассылки. В прошлых выпусках нашей рассылки мы задали читателям два вопроса: 1. Каково на их взгляд должно быть идеальное состояние православной церкви? 2. Что можно реально сделать, чтобы этого достичь? На эти вопросы пришло достаточно много интересных ответов, мы их со временем опубликуем. Сегодня же мы помещаем самый первый ответ.
«Здравствуйте!Я согласен с вами, что православие находится в застойном состоянии и одна любовь друг к другу не поможет, хотя это тоже важный момент, но это больше состояние души христианина к людям, как сопутствующее, а не конкретное средство для достижения цели. Я думаю, что если православные священники не хотят читать проповеди и учить людей Слову Божьему, не следует ждать, пока они надумают, а нужно самим нести учения людям. Взять пример с сектантов. Собираться по квартирам ячейками - домашние группы, в церкви или ещё где арендовать помещение, чтобы опытные и знающие люди рассказывали учения, толкования Библии по святым отцам православной церкви и также говорить им посещать православные храмы - богослужения. И для этого проповедовать по квартирам или объявления какие делать. Можно, если найти спонсора, который оплатит все, организовать евангелизационную программу в каком-нибудь зале дворца культуры, как делали адвентисты во дворце спорта (в Барнауле). Также рассказать догматы, учения православной церкви, о святых отцах и потом разбиться на группы. Можно собрать средства и на добровольные пожертвования прихожан или заинтересованных в этом людей. Актовый зал какого-нибудь ДК не так дорого стоит, это же не дворец спорта. До свидания!»
Вот такое письмо. Возьмусь досказать за автора этого письма то, что он не договорил. Главные проблемы православной церкви, которые видит автор: малограмотность православных христиан в духовных вопросах, слабое знакомство со Священным Писанием, недостаточный интерес к решению этой проблемы со стороны священнослужителей, разобщённость мирян. Низкий уровень духовного образования в церкви связан, конечно, в первую очередь с многолетними стараниями советской власти к сокращению влияния церкви и с политикой подавления всякой инициативы.
В результате этого, в 1990-х годах, когда «разрешили», когда возник всеобщий интерес к церкви, то катастрофически не хватало хоть сколько-нибудь грамотных людей для проповеди. Всех заинтересованных мужчин, проявлявших устойчивый интерес к церкви, старались побыстрее рукоположить в священники и заполнить вакансию на каком-нибудь новооткрытом приходе. Это новое поколение священников имело, как правило, только элементарное образование, выполняло первоочередные нужды восстановления церковных помещений и налаживания регулярных богослужений. Они не имели опыта совместного обучения на приходе под руководством священника, ни совместного образования в среде мирян. Очень трудно научить людей тому, чего не знаешь сам. Рассказать в нескольких словах основы православной догматики такой священник ещё может, но организовать дружную общину, ориентированную на совместное духовное общение (молитва и образование) и социальную деятельность, для него крайне трудно, потому что он сам никогда не жил в такой общине. Проблема осложняется ещё и тем, что в последние десятилетия в России всё больше укреплялась авторитарная модель отношений в церкви. По этой модели – епископ всегда прав, что бы он ни делал по отношению к священнику, а священник всегда прав перед мирянами в духовных вопросах.
Поначалу авторитет завоевывается легко – приехав на пустое место, при всеобщем невежестве в духовных вопросах, священник автоматически становится непререкаемым авторитетом, так как имеет некоторые познания, имеет традиционное благоговение перед чёрной одеждой и словом «батюшка». Но в дальнейшем, при более продолжительном тесном знакомстве, при появлении новых людей, имеющих познания в духовных вопросах, люди начинают замечать, что священник такой же человек, как и они сами, а в некоторых вопросах и он сам не так уж осведомлён, начинают замечать человеческие слабости. Возникают конфликтные ситуации и т.д. В этой обстановке требуются действия, направленные на упрочение авторитета духовенства. Наиболее правильной, конечно, была бы следующая линия поведения: смиренное признание своих ошибок и своей ограниченности со стороны священника (на Руси народ жалостливый и всё простит, при честном отношении), дальнейшие усилия по нравственному самосовершенствованию и активность в богослужебной, образовательной и социальной деятельности.
Но это трудно, это связано с ломкой своего эго и подавлением гордыни. Поэтому гораздо проще утвердить свой авторитет догматически, как данность, и внедряется следующая мысль: «лучше осудить весь мир, чем осудить одного священника» – эту фразу мы слышали неоднократно. Осуждать нельзя никого, а открытое осуждение духовенства есть подрыв влияния православной церкви и эта политика четко обозначена в программах врагов церкви (например, в протоколах сионских мудрецов). Но какое мне, скажите, дело до сионских мудрецов, если священник на моём приходе ведёт себя недостойно, подавляет любую критику, сам ничем не занимается кроме треб, а попытки любой активности пресекает, подозревая в этом попытки подкопаться под него? Вот здесь мы видим ещё одно оружие для утверждения Авторитета – всеобщее невежество. Евангелие, православное учение, каноны несут людям радость спасения Христова, методы искоренения греха, лекарства для исцеления душ. Но эти же источники беспощадно обличают грех и требуют реального исправления поведения. Если ты сам живёшь, не соответствуя этим стандартам, то очень опасно знакомить с этими стандартами православия окружающих, потому что они получают в руки оружие против тебя. Поэтому проповедь нужно свести к всеобщему прощению и любви (что, в общем-то, неплохо), а нормы жизни, обозначенные в канонах как минимальные, объявить недостижимыми со времен Апостолов (а вот это уже плохо).
Итак, мы пришли к ситуации, когда священнику становится невыгодно серьёзно учить прихожан Православию, так как это может подорвать Авторитет самого священника и высшей иерархии. Более того, следует пресекать попытки самоорганизации и совместного образования со стороны мирян, так как это легко может вывести людей из-под власти священника и подорвать Авторитет духовенства. Отсюда, мы имеем то, что имеем, то есть авторитарную модель отношений в церкви, которая (модель) приближается к католической. Плюс подавление всякой инициативы снизу. Что же делать? Ага, это ещё не всё. Неоднократно приходится слышать, если заводишь разговор о болезнях церкви: «Ты что, об этом вообще нельзя говорить, люди могут соблазниться и совсем из церкви уйти. Замолчи». Вот тут-то и возникает главный вопрос: для чего эти люди пришли в церковь, если они могут уйти оттуда из-за того, что узнают про грехи священников? Совершенно очевидно, что если человек уверовал во Христа, получил Духа Святого, верит в церковь, как в Тело Христово, верит в Таинства Церкви как действия, реально приобщающие этого человека к Богу, то такого человека из церкви выгнать очень трудно, а корысть и трусость духовенства для него ничто, по сравнению с тем, что он получает от Христа в Духе Святом в Церкви. Но вот вопрос: для чего же пришли в православный храм те, для кого Авторитет духовенства один из незыблемых столпов веры, подорвав которые, подрываешь всю веру человека? И какую же веру исповедуют те, кто запрещает совсем говорить о церковных недостатках, боясь отпугнуть православных от храма? Сами-то эти люди родились от Духа Святого, живут во Христе и веруют в Церковь или нет? Не нам судить, пусть Бог рассудит, можно сказать лишь одно: если человек может уйти из Церкви, разочаровавшись в батюшке, значит он не пришёл ко Христу, а приходил к батюшке. А если он ушёл - в этом может быть виноват и священник, и мирянин, но вывод один: человек не дошёл до Христа. Кто помешал: священник или нежелание самого человека каяться и исправляться? Бывает по-разному. Бывает, что священник хорош, зовёт человека к покаянию и любви Христовой (это реже), а человек ищет не этого, а удовлетворения каких-то своих страстей. А бывает, что священник себя ставит препятствием на пути к Богу, возводит свой Авторитет и требует поклонения. Ну, в последнем случае, это и лучше, что человек уйдёт, жаль только, что со Христом он так и не встретился. Ну что ж теперь: «Попов бояться – в храм не ходить?»
Но это всё теория, а ситуация у нас конкретная: есть действующий храм, есть прихожане, есть совместное присутствие на богослужении и соучастие в таинствах, есть вопиющая духовная безграмотность мирян, есть разобщенность, есть неспособность (или нежелание) настоятеля что-то сделать, чтобы ситуация изменилась. Большинство людей этим обычно удовлетворены, но есть ряд людей, которые уходят с воскресной службы духовно голодные, а чаще они даже сами не знают, что они голодные, потому что никогда не ели досыта. И, наконец, за пределами храма есть миллионы неверующих «православных», многие из которых неверующие просто потому, что им никто не уделил достаточно внимания, не заинтересовался их жизнью и не проповедовал им Евангелие. Что делать, если вы с этим не можете смириться, что делать, если вы не можете смотреть равнодушно на мир, погибающий без Бога, а вашему приходу не до того?
Автор письма, которое помещено выше, предлагает один из путей решения этой проблемы. Конечно, массовые евангелизационные программы современным православным недоступны – для этого должна существовать подготовленная и крепко спаянная группа людей, желающих и умеющих это делать. Это доступно сектантам, имеющим большой опыт, организационную (а часто и финансовую) поддержку из-за границы. Тем более, для сектантов именно этот род деятельности является основным. Многое из их технологий проповеди для православных неприемлемо, потому что спекулирует на страстях человеческих, но кое-что, по моему мнению, нужно перенимать, и чем быстрее, тем лучше.
В первую очередь, это совместное чтение и изучение книг Нового Завета. Если привить обычай совместного регулярного чтения, разбора и обсуждения Евангелия, это совершит переворот в душах тех, кто этим занимается, заложит реальную основу для возникновения настоящей православной общины. Для того, чтобы это осуществить, необходимо следующее. Во-первых, должен быть человек, знакомый со Священным Писанием и знающий его святоотеческое толкование. Во-вторых, для начала, читающих должно быть хотя бы двое. Со временем их может стать больше, одни могут уходить, другие приходить. При чтении Слова Божия основное внимание читающих сосредотачивается на понимании того, что Бог любит мир, что Он Сам стал человеком и пострадал для спасения мира, что необходимо родиться свыше, измениться и последовать за Христом. Необходимо каждый стих Писания применять к состоянию своей души и повседневной жизни. Также необходимо, чтобы при обсуждении каждый присутствующий мог высказать свою точку зрения и в результате все мнения поправлять правильным толкованием. Это поможет каждому быть участником и учиться постигать смысл слов Писания. Постоянное вникание в евангельские идеи создаёт благодатную почву для того, чтобы люди менялись реально. Кроме того, «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Иоан.1:7) - для людей, общающихся в атмосфере Слова Божия, со временем такое общение становится источником благодати. В приведенной цитате, конечно, речь идёт и об общении в таинствах Церкви и об общении в познании Слова Божия и об общении личном. Но что делать, если в храме остались только Таинства, а всё остальное оттуда изгнано? Необходимо дополнять это самим, если мы, конечно, хотим полноценной духовной жизни.
Нужно сказать, что даже одно совместное чтение и исследование Слова Божия придаёт устойчивость общению людей, которые собираются вокруг этого дела. Это мы видим на примере сектантов, которые, не имея таинств, не имея истины, довольно устойчивы и плодовиты, разрастаясь по всей стране. Но для православных необходимо, чтобы читающие обладали устойчивым церковным, православным самосознанием, потому что Слово Божие без истинной Церкви не имеет никакой ценности и само по себе спасти не может. Здесь одна из дополнительных причин, почему опасна самодеятельность – она может послужить причиной появления новых ересей, сект, расколов и т.д. Но это уже другая опасность, ибо всегда есть такая проблема: быть неграмотным, иметь меньше ответственности и погибать из-за невежества, или быть грамотным, впасть в гордыню и погибнуть от «большого ума». Тут-то и необходимо пройти, как выражаются святые отцы, царским путём: имея горячую ревность, утверждать её на глубоком смирении. Если же начать подобные занятия, то через некоторое время начинаешь видеть, насколько мы нищи и убоги духовно, если в церковной жизни ограничиваемся только богослужением. Может быть, в этом и кроется одна из причин сегодняшнего бедственного состояния церкви.
Итак, повторим кратко предлагаемый путь духовного пробуждения: совместные чтения и разборы Слова Божия по толкованию святых отцов с приложением каждого стиха к современной жизни; нужен сведущий и заинтересованный руководитель; регулярность,минимум людей (не меньше двух, не больше десяти); выслушивается мнение каждого присутствующего. Серьёзная подготовка по Слову Божию может стать основой создания общины и дальнейшей миссионерской деятельности. (Может и не стать, но польза от таких занятий всё равно будет великая)».
«Единственное, что требуется для триумфа зла, это чтобы хорошие люди ничего не делали». Бёрк Эдмонт (1729-97)
Лук.11:52 – «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали». Деян.17:11 – «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так».
Вопрос 2419: Слышал, что Вас обвиняют в том, что Вы не ставите рядом со Священным Писанием никакие книги и даже Священное Предание. Но Апостол Павел повелевает держать предания. Так как же нужно относиться к СвященномуПреданию?
Ответ: Святая правда. Верю, что нет ничего равного слову Божию иничто таковым именем и не называется на земле. Бог и Его слово. Человек и его слово. Знак равенства как можно поставить между этими понятиями?Пс.137:2 – «Ты возвеличил слово Твоё превыше всякого имени Твоего».Иер.23:28 – «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Моё слово, тот пусть говорит слово Моё верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь». Слово «предание» встречается 13 раз в Библии и всеони в Новом Завете. Христос осуждал приверженцев тогдашних преданий – об этом 8 раз говорится в Евангелиях.Мрк.7:8-9 – «Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого.И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание?»
Относительно иудейских преданий всё ясно. Но вот наступила эра христианства и тут же появились предания в своей упаковке. Слово «предание» означает, что это пришло до нас не в написанном виде, а устно было передано, предано. Василий Великий 91 правило, на которого любят ссылаться люди со старообрядческим багажом вместо Библии в сердце,говорит вовсе даже не о том, что они имеют в виду, относительно Никона или того, что видят ныне в храмах. Василий говорит о крестном знамении(не о перстосложении), о троекратномпогружении при крещении, о стоянии на молитве на восток лицом, о символе веры, о празднике Пятидесятницы. «Из сохранённых в церкви догматов и проповеданий, некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания, по преемству в тайне, и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо если предприимем отвергать неписанные обычаи, как не великую имеющие силу: то неприметно повредим Евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самой вещи. Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа, знаменались образом креста, кто учил сему писанием? К востоку обращаться в молитве, какое писание нас научило? Слова призывания при преложении хлеба евхаристии и чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул Апостол или Евангелие, но и прежде и после оных произносим и другие, как имеющие великую силу в таинстве, приняв их от неписанного учения. Благословляем так же и воду крещения и елей помазания, ещё же и самого крещаемого, по какому писанию? Не по преданию ли, умалчиваемому и тайному? И что ещё? Самому помазыванию елеем, какое писанное слово научило? Откуда и троекратное погружение человека? И прочее бывающее при крещении, отрицаться сатаны и ангелов его, из какого взято писания? Итак поскольку столь много есть неписанного, и оно имеет такую силу в таинстве благочестия: то одного ли не попустят нам речения, которое дошло до нас от отцов, которое мы обрели оставшееся от невымышленного обыкновения в неповрежденных церквах, и которое имеет немалую важность, и немалую приносит пользу силе таинства?.. Ибо иное догмат, а иное проповедание. Догматы умалчиваются, проповедания же обнародываются. Род же умолчания есть и неясность, которую употребляет писание, неудобосозерцаемым творя разум догматов, ради пользы читающих. Посему-то все зрим к востоку во время молитв, но немногие знаем, что чрез сие ищем древнего отечества рая, который насадил Бог в Эдеме на востоке (Быт.2:8). Так же, стоя молитвы творим во едину от суббот, но причину сего не все знаем… Церковные уставы научают нас предпочитать в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, как грехом ниспали на землю, и то, как человеколюбием Создавшего нас, снова воззваны на Небо. Но не достанет мне времени повествовать о неописанных таинствах церковных… Но если образ словословия отвергают, как неписанный: то да представят нам письменные доказательства, как исповедания веры, так и прочего нами исчисленного».
Когда Апостол Павел говорит о предании, то он ясно выражается, что речь идёт о его устной проповеди, которая потом и была записана в виде посланий, хотя, быть может, и не во всей полноте. 1Кор.11:2 – «Хвалю вас, братия, что вы всё мое помните и держите предания так, как я передал вам».2Фесс.2:15 – «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим».
Ревнителям преданий нужно показать это завещание Апостола Павла, что их слушать никак нельзя и нужно удаляться от них, ибо они натолкали, натрамбовали кучи мусора в слова «предания», никакого отношения не имеющие к тому преданию, как было оно принято от Апостола и как учил вселенский учитель, брат наш Павел.2Фесс.3:6 – «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас». Павелсам был некогда ревнитель старообрядческо-иудейских преданий, и наконец, когда встретился со Христом, он осудил самого себя за неразумную ревность о старых преданиях, ибо онавсегда связана со злобой даже на смертном одре против того, кто посягнул на их твердыни, как патриарх Никон. Ужепри последнем издыхании старообрядцы дымятся злобой на Никона и имя Христово им помощи не может оказать, да они Его и поминают всуе, выставляя злобу свою на первое место. Гал.1:14 – «И преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий».
Когда услышите ратующих за предания, за то, чтобы они были равно приняты в деле спасения, как и Священные Писания, то отвернитесь от этих безбожных и лживых еретиков, как недостойных и имени Божия произносить за свою хулу на Библию. Василий Великий говорито почтении к преданию в деле благочестия при богослужении, а не в деле уравнивания преданий, пришедших после него с Библией. Кол.2:8 – «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». Мы можем взять Библию и указать, что вот это и есть Священное Писание, и ни одной буквы сюда уже нельзя приложить. Пусть хотя бы один человек на земле найдётся, кто покажет, что в себя включает Священное Предание. Пусть построит для предания отдельную библиотеку и скажет, что вот это и есть оно, а добавить уже сюда ничего нельзя. Под именем священного Предания сегодня протаскивают любую злобу и ложь, любую чушь и безбожество. Есть просто церковное предание - не путать с ним.