Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.internal_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 27

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.input_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 28

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.output_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 29

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 90

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 91
Вопрос 1225: 4 т.

Я читал в толковании, в 3-х томнике Лопухина на четыре Евангелия, что клятва запрещена пустая, ложная, фарисейская, а правдивая, как в суде и другие – разрешена. Ссылка делается на то, что Апостол Павел призывал в свидетели Бога и не раз. Поясните.

Ответ:

В нашей книге «К истинному православию» в главе «А Я говорю вам: любите врагов ваших» дан полный ответ. Призвание в свидетели Бога встречается у Апостола Павла семь раз. Прочтем их внимательно. Рим.1:9 – «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас». Разве Апостол Павел в чем-то клянется здесь, что будет защищать родную коммунистическую партию до последней капли крови? Апостол Павел говорит о Боге как Свидетеле для самого себя, что он всею душою полюбил Христа и детей Божиих, что и подтверждается всей его жизнью. Если бы не Бог, разве я мог бы так поступать?

Рим.9:1 – «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом». Когда нас спрашивают: какие доказательства есть у нас, что мы приняты Христом, что искуплены Им от суетной жизни, мы отвечаем, что есть доказательства и в природе, и в книгах, и в изменении нашей жизни. На все эти доводы есть очень веские контрдоводы, потому что наши доказательства основаны как на видимом, так и на невидимом уровне, и в этих доказательствах основная роль отводится разуму и немного вере. Но самое веское доказательство – это свидетельство нашей совести. Здесь нет ни разума, ни опыта, ни доказательств, но внутреннее свидетельство, голос Духа Святого через нашу совесть, и Апостол Павел в данном случае прибегает именно к этому доказательству, абсолютно неотразимому никакими контрдоводами.

2Кор.1:23 – «Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф». Апостол Павел знал о всех неурядицах, отступлениях в Коринфской церкви. Он готов был с ними расправиться немедленно, но щадил их по любви к ним и не приходил, откладывая свое посещение до полного их исправления. Но враги истолковывали это иначе: незначительностью, неубедительностью его проповеди в личном присутствии, его неавторитетностью, так как он некогда был гонителем христиан и лично со Христом не встречался. Апостол Павел ничем не мог опровергнуть их поношения. Кто мог знать его внутренний мир кроме Бога? 1Кор.2:11 – «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». Он как бы говорит: «Я верующий, никогда не лгу, да и какой мне прок говорить вам неправду? Мой Бог знает, что я люблю вас, и только это является причиной того, что я не стремлюсь в скором времени посетить вас». Где же здесь клятва? Апостол Павел разговаривает о Боге как Иов, как с близким и дорогим человеком, и говорит: «Вот Он – мой Друг – Свидетель».

Фил.1:8 – «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа». 1Фесс.2:5 – «Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!» 1Фесс.2:10 – «Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими». Евр.2:4 – «При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?»

Смысл таков, что подобные знамения и чудеса в такой удивительной силе и при таких дарах духа Святого возможны только как от Самого Господа Бога. Он и засвидетельствовал это столь необычайно. Где же здесь клятва? Против клятвы абсолютно категорически выступали Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.

Мф.5:34,36 – «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным». Иак.5:12 – «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению».

Клятва – торжественное обращение к Всемогущему Богу, верному и нелицемерному Свидетелю того, что утверждается или отрицается. У евреев была прямая и не прямая клятва. Клялись евреи иногда жизнью царя Быт.42:16. Жизнью какого-либо частного лица 1Цар.1:26. Полевым скотом. Песн.2:7. Храмом. Алтарем, жертвами. Мф.23:16-22. Клялись поднявши руку вверх Быт.14:22, обратившись лицом к жертвеннику 3Цар.8:31, или положив руку под стегно Быт.24:2. Клятвы произносились при следующих случаях: а) когда заключался завет или договор между людьми Быт.14:22, Деян.23:21; б) когда заключался договор между царем и его народом и наоборот 1Цар.14:24-28, 3Цар.18:10; в) иногда при произнесении обета Числ.30:2; г) при раскрытии какого-либо преступления Числ.5:21, Мф.26:63, и заклинаемый отвечал на это: «Аминь», или «ты говоришь».