Католики стали пересматривать жития святых и нашли, что там много неверного, подделок, выдумок и даже стали проводить деканонизацию, вычёркивать из списка святых тех, кому много лет молились. Как считаете, кого из русских святых пора бы тоже деканонизировать, как было с Анной Кашинской?

Ответ:

Всех, кроме мучеников, исповедников и благовестников. Я признаю святыми всех, кого канонизировала Церковь. Но вот в отношении Иосифа Волоцкого, что уже о нём ныне известно, весьма сомневаюсь, стоило ли его, противника Нила Сорского, ставить в один ряд с ним. И чем больше узнаю про его борьбу с жидовствующими, тем больше убеждаюсь, что всё было подстроено. Пишут, что обвиняемые в ереси священники и епископы исповедали веру правильно, службу вели исправно, а вот втайне якобы творили такое, уж такое! А говорят всё о том, что не видел никто. А под пытками можно выжечь всё. «Пытка вопрошала, а боль отвечала». Оставить в списках всех, кого канонизировали уже, хотя канонизация суть противоевангельское деяние, а впредь да не будет сего.

Архиерейский собор в 1989 году прославил одного человека, в 1992 году – 7 человек, в 1994 г. – два человека, в 1997 – три человека, в 2000 – 1097 человек. Постановление о канонизации ещё почти 600 человек принимается на заседаниях священного синода с 2000 г. Этим занимается синодальная комиссия по канонизации святых. Почему нет ажиотажа на поклонение Апостолу Петру, Павлу, Иоанну? И ни одна бабка, ни один поп не ревнует о их славе, как об юродивой Ксении, о бедном, согбенном Серафиме – этом кумире и русском божке. Фил.3:17 – «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас». Иоан.5:44 – «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете

Дворовый, верный пёс Барбос,

Который барскую усердно службу нёс,

Увидел старую свою знакомку,

Жужу, кудрявую болонку,

На мягкой пуховой подушке, на окне.

К ней ластяся, как будто бы к родне,

Он, с умиленья, чуть не плачет,

И под окном визжит, вертит хвостом и скачет.

«Ну, что, Жужутка, как живёшь,

С тех пор как господа тебя в хоромы взяли?

Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали.

Какую службу ты несёшь?» -

«На счастье грех роптать, – Жужутка отвечает, –

Мой господин во мне души не чает;

Живу в довольстве и добре, и ем и пью на серебре;

Резвлюся с барином; а ежели устану,

Валяюсь по коврам и мягкому дивану.

Ты как живёшь?» – «Я, – отвечал Барбос,

Хвост плетью опустя и свой повеся нос, –

Живу, по-прежнему: терплю и холод и голод,

И, сберегаючи хозяйский дом,

Здесь под забором сплю и мокну под дождем;

А если невпопад залаю,то и побои принимаю.

Да чем же ты, Жужу, в случай попал,

Бессилен бывши так и мал,

Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?

Чем служишь ты?» – «Чем служишь! Вот прекрасно! –

С насмешкой отвечал Жужу. На задних лапках я хожу».

Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! 1823, Крылов