Вопрос 2831: 14 т.
Вы говорите, что в монашестве процветала гордость, что они мнили о себе, что их подвиги выше подвигов семейных людей. А разве это не так? Хотя сами монахи о себе всегда говорят в уничижительных тонах: рабы рабов и прегрешнейшие псы.
Ответ:
«Отечник» Игнатия Брянчанинова. стр.105. «Добродетели монахов и подвиги их отличаютсярешительною чертою от подвигов и добродетелей мирян. Никак не позволь себе признать более блаженным мирянина, нежели инока, мирянина, имеющего жену и детей. Не признай себя, монах, меньшим такого мирянина в благоугождении Богу. Говорю это не потому, чтобы ты жил непорочно, неся на себе труд иноческих подвигов, но если ты и очень грешен, скорбьдуши твоей, твоё злострадание далеко честнее пред Богом возвышеннейших добродетелей мирянина».
Стр.29, 57. О высокоумии. То Антонию взбрела мысль, что он выше всех, и его Бог посылает в город к кожевнику, научиться смирению, ибо кожевник повторял каждое утро и каждый вечер одну фразу, что все в городе спасутся, а вот уж он один погибнет. То у блудницы Ефрем Сирин учится смирению, то у женщин, живущих в браке с двумя братьями. Это же не сегодня вошло в жития. Пр.16:18 – «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность». Иер.50:32 – «И споткнётся гордыня, и упадёт, и никто не поднимет его; и зажгу огонь в городах его, и пожрет все вокруг него». 3Ездр.15:18 – «ибо, по причине их гордости, города возмутятся, домы будут разорены, на людей нападёт страх». Монашество испепелило само себя, испарилось в гордыне, в превозношении над словами Христа: Мрк.16:15 – «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».
Стр. 327 – (о пустом смиренномудрии).
Стр.73,76. (Монах Даниил убил напавших варваров. Много мучился угрызениями совести. Съездил и к патриарху и к более опытным. но все убеждали его, что он не виновен. Сдался властям, но те, подержав его, выпустили, доказывая, что он убил зверей, а не людей).
Заботились отцы и хлопотали
О чадах, приходящих много позже.
Их опыт к нам из той кромешной дали –
Училище, в котором были вожжи.
Сначала карапуз и непоседа
Кричал и уросил, всё на своём стоял,
И перед вылетом устроил напоследок
Час выпуска и бесшабашный бал.
Пытался урезонить их отец,
Мол, так не делается, чтобы прежде свадьбы
Нахально под подол подружке лез,
Как говорится, в пекло прежде батьки.
Куда там! Ералашились до тьмы
И расползлись по закуткам уютным,
Разбили лампу, жалко и тесьмы,
Вылазила среди огня прилюдно.
Всё позади – не сохранили зад,
Теперь представлен счёт, не расчитаться.
Не атаман, плюгавенький казак
Лишил сегодня будущего счастья.
Страх Божий – огражденье и узда,
Для закусивших блудно удила;
Враг перед ним позицию бы сдал,
Иной успех в интимных был делах.
Где жаркая молитва, милостыня, пост,
Там не помыслит плоть совокупиться,
Духовному зелёный светитрост,
Спасительные ворохнутся мысли.
В болезни вожделенье отгорает,
И не приходят глупости на ум;
Желаю вам болеть, пройтись по краю,
Дабы не задирал подол самум.
Иное, чистое покажется вдали,
Потеря близости не огорчит нимало,
Нередко клином вышибают клин,
И вырывают у дракона жало.6.11.05. ИгЛа