Вопрос 4043: 30 т.
Кто из клира даст себя порукою за кого-либо, да будет извержен. 4Всел. 3 и 30. У нас есть для крещаемых поручители. Не является ли это нарушением указанных правил?
Ответ:
В соборных постановлениях речь идёт о должниках, которых нужно было вырвать у заимодавца. Поручавшийся делался, в случае нарушения договора, должником и рабом, пока не расчитается. И священнослужитель не мог тогда уже исполнять свои обязанности. Значит подобные случаи, выходит, были. Вот и появились правила, запрещающие делаться поручителем за неверных. А у нас фактически, кроме нравственного, ни к чему не обязывает поручительство. Уже сколько такого было, что вздумав уйти из общины, человек запросто уходил, оставив и духовных наставников, и восприемников своих и своих детей. И это ему никак не обошлось, кроме как на Суде Божием. Апост.20 – «Кто из клира даст себя порукою за кого-либо, да будет извержен». 4Всел. 3 – «Дошло до святого Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнусного прибытка, берут на откуп чужие имения, и устрояют мирские дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святой и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал; разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах, и вдовах беспомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Если же кто впредь дерзнет преступить сие определение: таковый да будет подвергнут церковному наказанию». Правило 30 – «Посему, пребывая в своем сане, и да представят поручителей, если возможно им сие, или клятвенным обещанием да отвратят сомнение». Относительно поручительства мирянам вообще нет запрета, и даже напротив того, поощряется иногда. Сир.30:17-19 – «Добрый человек поручится за ближнего, а потерявший стыд оставит его. Не забывай благодеяний поручителя; ибо он дал душу свою за тебя. Грешник расстроит состояние поручителя, и неблагодарный в душе оставит своего избавителя». Евр.7:22 – «лучшего завета поручителем соделался Иисус».
Сижу и слушаю, как муж корит жену
За пересол, за квас, немытую посуду.
Семья их – поле, что они пожнут,
Когда от тишины лишь черепки повсюду?
Она действительно с утра не добрала
До той шкалы, какую муж разметил…
Шла по любви она не за козла –
Ухаживал три года и попала в сети.
При ней детсад от собственных ложесн,
Она кухаркой стала, сонной прачкой.
Такой видать к ней приторочен крест, –
Вообразить не мыслит муж иначе.
Что нового с тех пор приобрела,
Как распрощалась с девством и свободой?
Колчан наполнила всего одна стрела, –
Благодарит Творца, что хоть на это годна.
Учась смирению безропотно сносить
Допущенные свыше все болячки;
На мужа не ропщи, довольна будь, что сыт,
И он в тебе желанное обрящет.
А муж… ему из пропотевшей шкуры
Не вылезать неделями до бани.
Не хмурым слыть, а напирать на юмор,
Просвет в молитве радостный настанет.
Муж – голова… и с шапкой набекрень,
И виду не подать, пробоины латая.
Хотя бы течь и несусветный крен,
Солёность слёз в промоинах глотает.
Но быв испытан Богом Иеговой,
Другим сумеешь дать благой совет.
Для победителей венцы уже готовы,
Узришь Христа, хотя б от слёз ослеп.
Возможен мир и в треснувшей семье,
Когда жена, как Церковь чтит Иисуса.
А муж глава – на меньшее не сметь,
Любить друг друга, по углам не дуться. 11.09.08. ИгЛа