Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.internal_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 27

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.input_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 28

Deprecated: iconv_set_encoding(): Use of iconv.output_encoding is deprecated in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/libraries/joomla/string/string.php on line 29

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 90

Notice: Undefined index: opacity in /home/gitie/gitie.ru/docs/kistine/plugins/system/topofthepage/topofthepage.php on line 91
Монашество
Вопрос 2172: 8 т.

Где-то с 80-х годов вдруг стали говорить о каком-то Игнатии Брянчанинове. Почему о нём не слышали раньше и кто он такой, когда жил, чем прославился? И чему мы можем у него научиться?

|

Ответ:

Вышел семитомник его трудов. Возьмём из первого тома отрывки из его биографии.

Том 1. стр.6.«Младенец Димитрий родился 6 февраля 1807 года. ИскраБожественной любвизапала в его чистое сердце. Она сказалась в нём безотчетным влечением к иночеству, к его высоким идеалам, которыми так полна родная сторона, особенным расположением ко всему священному и истинно прекрасному, сколько это доступно для детского возраста. Его отец Александр Семенович Брянчанинов, потомок древних дворян, был в полном смысле слова светский человек. Паж времени Императора Павла Петровича, он имел необыкновенно развитый вкус к изяществу в домашней обстановке. В наследство ему осталось около 400 душ крестьян да живописное село Покровское. Супруга его София Афанасьевна происходила также из фамилии Брянчаниновых и, как женщина замечательного образования, весьма благочестивая,памятуя, что муж есть глава, во всем подчинялась влиянию мужа, разделяя его взгляды и понятия.

Стр.11.По сдаче экзамена ДимитрийАлександровичзачислен был в кондукторскую роту Главного инженерного училища, а действительная его служба стала считаться со дня принесения им присяги19 января 1823 года.

Стр.12. Вступил я в военную и вместеученую службу не по своему избранию и желанию.

Стр.12. Я сожалело юнкерском мундире, в нём можно было, приходя в храм Божий, стать в толпе солдат, в толпе простолюдинов, молиться и рыдать сколько душе угодно.

Стр.13. Будучи монахомпо душе, и ещё на 16-ом году жизни испытав благодатное действие молитвы, набожный сей юноша не мог довольствоваться установленным в училище обычаем – только однажды в год приступать к Таинствам исповеди и Св. Причастия, а нуждался в более учащённом подкреплении себя этою духовною пищею, почему для удовлетворения своего желания он обратился к законоучителю и духовнику училища. Такое необычайное среди юношества явлениевызвало удивление духовника, особенно когда исповедающийся сказал, что «борим множеством греховных помыслов». Не делая различия между «греховными помыслами» и «политическими замыслами», о. протоиерей счёл свой обязанностью довести об этомобстоятельстве до сведения училищного начальства. Начальник училища генерал-лейтенант граф Сиверс подверг обвиняемого юношу формальному допросу о значении помыслов, им сами признанных «греховными». Немецкое начальство, не уяснив себезначения этого выражения, за Брянчаниновым стало следить.

Стр.19. Было дознано, что лаврский духовник Афанасий склоняетего к монашеству, ичто если об этом будет узнано при Дворе, то и ему - митрополиту – не избежать неприятностей. Митрополитпризвал к себе духовника Афанасия и сделал ему строгий выговор, воспретив впредь принимать на исповедь Брянчанинова и Чихачова.

Стр.26. Выход со службы Дим. Ал-ча совершился без ведома родителей, а потому, естественно, навлёк на себя гнев их.

Стр.34. Он много читал отеческих книг, знал весьма твёрдо Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Добротолюбие и писания других подвижников. Он стал просить архиерея оказать ему милость иввиду семейных обстоятельств поспешить постричь его в монашество. – Сие было совершено 28 июня 1831 года в малую схиму. И наречен был Игнатием, в честь Игнатия Богоносца.

Пребывание в Вологде заставляло его часто вращаться в кругу родных и знакомых: многие из них стали его посещать и требовали от него взаимных посещенийк себе.

Стр.34. Брянчанинов высокого роста, стройный и статный, русый, кудрявый, с прекрасными тёмно-карими глазами; на нём был овчинныйтулуп, крытый нанкою горохового цвета, на голове послушническая шапочка.

Стр.54. Улучшение и распространение хозяйства и доходы от богомольцев во множестве стекавшихся в обитель, дали возможность содержать большеечисло братии, нужду в которой увеличивали как сами богомольцы, так и частые требования начальства о командировании на флотскую службу иеромонахов. Монашествующие нередко командируются во флот для морских кампаний.

Стр.36. 4 июля того же 1831 года был рукоположен преосвященным Стефаном в иеродиакона, а25-го того же месяца в иеромонаха (в возрасте 24 лет).

Стр.61.27 окт. 1857 года поставлен в епископа Кавказского и Черноморского.

Стр.62. Прожив в Сергиевой пустыни без двух месяцев двадцать четыре года, епископ Игнатий оставилеё в весьма цветущем состоянии. В его управление обитель украсилась тремя новыми великолепными зданиями. Сергиева Пустынь дала 16 настоятелей, 10 архимандритов, 5 игуменов и одного строителя.

Стр.72. Брат владыки Пётр испросив увольнение от службы с должности губернатора поселился в монастыре на правах богомольца.

В семь часов утра владыка имел чай, который признавал необходимостью, как средство, согревающее кровь, и говорил: «Вот что значит старость; не напившись чаю, и Богу не способно помолиться». Пользовал многих больных медикаментами (гомеопатией). В исходе 12-го часа дня владыка обедал. Стол его был прост и вкушал он очень умеренно. В 3-ем часукушал чай. С 8 часов вечера запирался в своих кельях; он спал не раздеваясь обыкновенно;на ночь надевал валеныесапоги, по причине болезни ног, издавна простуженных.

74. Все свободные часы своего дня владыка отдал пересмотру и пополнению своих аскетических сочинений.

Стр.78. О кончине своей просил родных не уведомлять, предать земле, а потом уведомить. «О том, как и где похоронить, не говорю ине завещаю, потому что не желаю связывать действий ближних за пределами моей жизни и притом в том, что никогда почти неисполняется.

Стр.78. Я не умру до тех пор, пока некончу дела своего служения человечеству и не передам ему слов истины;хотя действительно так ослабел и изнемог в телесных силах».

Стр.78. Нравственное состояние монастырей находится в совершенной зависимости от нравственногонастроения народа. Народразвращается, развращаются и монастыри. В них много вкралось предосудительного, много дурного.

Стр.82. Когда я буду умирать, не посылайте за доктором; дайте умереть мне, как следует христианину – во внимании.Не рассеивайте меня вашей тревогой.

Стр.83. Умер30 апреля 1867 г.. (60 лет) На левом виске былазаметна синяя жилка, спускавшаяся около уха по щеке, полоской красноватого цвета, - вероятно, след пути, которым смерть вошла в тело. Можно узнать, говорил он, что почивший под милостью Божией, если при погребениитела его печаль окружающих растворена какой-то непостижимой отрадой».

Не знали о нём, потому что не был канонизирован. А дальше, каклавина пошла, ко мне стали подходить: вы в честь его названы? –Нет – в честь Игнатия Ростовского чудотворца.

Он обработал, сократив жития и поучения святых отцов. Его «Отечник» я издавална 2-хкатушках – 17 часов звучания. Поучиться очень многому можем. Но вот сам он какую веру имел? Судя по огромной его биографиии-житию, у него не было личной встречи со Христом, как у Апостола Павла. Он очень долго искал веру. Это состояние всей России. Спасение искали только в монастыре, не по Евангельскому пути шли. Митя Брянчаниновискал не в Библии ответ, а в трудах монахов. И оказался среди них. И уже умирая, онпросит за монашествующих. В его жизни не было абсолютно ничего, за что его можно было бы канонизировать. Его к лику святых причисли монахи, как монаха, защищавшего монашество. Хотя он говорил о бедственном ипочтиисчезнувшем истинном монашестве.

Стр.39. «Скажу здесь о монастырях российских – плод многолетнего наблюдения.Может быть, начертанное на бумаге, оно пригодится для кого-нибудь! – Ослабела жизнь иноческая, как и вообще христианская. Ослабелапотому, что она находится внеразрывной связи с христианскиммиром, который, отделяя в иночество слабыххристиан, не может требовать от монастырей сильных иноков, подобных древним».

Сегодня его трудыизданы прекрасно, но они мертвы для сегодняшних людей. Он, как и все умные монахи, исследовал грех, препарировал его по частям и по этажам. Монахи не шли в мирс проповедью и в этом ихогромная вина.Россия потеряла лучших своих представителей – они ушли в молчание и их глас замолк. По сравнению с ним Феофана Затворника услышали больше. И ещё больше услышали Иоанна Кронштадтского. У о. ГригорияДьяченко написано намного лучше и доступнее. У Игнатия всё сверхзаумно и не запомнишь ни страницы. Через час спроси и уже пусто в уме. Им только трясут, а он нежизнен. Он был на 8 лет моложе Пушкина и встречался с ним и с Крыловым и др. писателями и поэтами. Но только Лесков,очевидно, упоминает об Игнатии. Иов.5:7 – «Но человек рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх».

Игнатий Брянчанинов, епископ Черноморский и Кавказский. 7 книг. Москва – 2001 г. по благословению патриархаАлексия второго. «Благовест» от 500 до 734 стр. в томе. Т.5. «Приношение современному монашеству».

Стр.4. «Частая, почти постоянная встреча с руководителями, болезновавшими слепотою и самообольщением.

Стр.9. Идя из кельи в церковь предстать лицу Божию, должно в походке сохранять благоговение, отнюдь не бегать, по сторонам не смотреть, но иметь глаза опущенными к земле, руками не махать, но держать их опущенными вниз… на стены не облокачиваться, держатьруки опущенными, и не складывать их вместе, не оставлять ног, но стоять на обеих ногах ровно; на народ, присутствующийпри богослужении, не должно оглядываться.

Стр.16.От небрежения к малому иточному легко и скоро переходим к небрежению о важнейшем и обо всём. Чтобы сохранить вниманиек важными обязанностям своим, должно постоянно наблюдать за собою и быть внимательнымво всём, самым мелочным своим действиям.

В церкви табаку не нюхать. Мирские наши братья весьма соблазняются наупотреблениетабаку монашествующими.

Стр.18. Священные книги должно содержать честно, воздавая честь живущему в нихСвятому Духу. Отказаться от всякого знакомства вне и внутри монастыря, заповедал Симеон Благоговейный СимеонуНовому Богослову.

Стр.19.Блажен ты, если нашел старцасведущего, опытного и благонамеренного: удовлетворительный наставник в наши времена – величайшая редкость.

Стр.20. Им идёт одежда чёрная, в которую облекаютсячеловеки в знак своей глубокой печали. От роскошной одежды являются в новоначальном тщеславие и ожесточение.

Стр.21. Брата отнюдь не брать за руку. Нарушители сего подвергались в египетских обителях, лучших в христианском мире, публичному монастырскому наказанию.

Стр.22. Не должно позволять себе крика, не стройных, излишне вольных телодвижений. Новоначального, предавшегося скитанию, надо благовременно извергать из монастыря.

Стр.25. Остерегайся бесед, они не всегда полезны.

Стр.26. Мудрый Василий преподал юношам наставление, наиболее относящееся к их наружному поведению, зная, что благочиние немедленно сообщается от тела к душе, и благоустройство телавесьма скоро приведет в благоустройство душу.

Стр.27. «Нет страсти болеелютой как дерзость; она родительница всех страстей.; подвижник должен воздерживатьсяот вольности в обращении» – авва Агафон.

Стр.32. Притворство очень нравится слепотствующему миру, привлекает к себепохвалу, уважение, доверенность человеков. Фарисей хотя и говорит непрестанно о Боге и о добродетели, но вполне чужд Богадобродетели; он готов и способен на всякое злодеяние, на всякий низкий поступок, для удовлетворения своемусамолюбию.

Стр. 38. О непрочностимонашеского жительства, когда оно не основано на Евангельских заповедях.

Стр.42. Епископ впал в блуд с инокинею, она сделалась беременной. Он оставил епископство, ушёл в келию.

Стр.54. Антоний Великий,глава монашества, учредитель пустынножития, удалился в пустыню. Уже облекшисьсилою свыше, и не иначе, как призванный Богом,хотя этого и не сказано ясно вжитии его.

Стр.55. Безмолвие губит неопытных.

Стр.63-64. Прельщения бесовские. Инок сошел сума.

Стр.69. Достигли и в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск Ассизский,Игнатий Лойола и другие подвижники латинства, признаваемые в недрах его святыми. «Когда Франциск был восхищен на небо, - говорит писатель жития его, - то Бог Отец, увидев его, пришёл на минуту в недоумение,кому отдать преимущество, Сыну ли Своему по естеству или сыну по благодати – Франциску». Что может быть страшнее, уродливее этой хулы, печальнее этой прелести!

Стр.70. В наше время в нашем отечестве отшельничество в безлюдной пустыне можно признатьрешительно невозможным, а затвор очень затруднительным, как более опасный и более несовместный, чем когда-либо. Вэтом надо видеть волю Божию ипокориться ей.

Стр. 73.Акакия, спасшегося у жестокого старца, который согналбесчеловечными побоями ученика своего преждевременно в гроб.

Стр. 74. Монахини приняв, странника-разбойника, омыли его ноги и пили ту воду; исцелилась больная».

^
Вопрос 2177: 8 т.

Разве монахи не такие же люди, разве они не плачут, когда прощаются или болеют? Ответ: Они специально в себе вырабатывают бесчувственность, и это похваляются; у них это - как признак совершенства, признак  великой духовности, отрыв от земного и прелестей мира. Игнатий Брянчанинов Том 1., стр.38. «Смягчилось сердце Александра Семеновича – отца его, когда он увидел молодого сына своего в  таком сане, какой приличен старческому возрасту (игумен), следовательно многое обещавшего впереди.  Мать его мирно скончалась 25 июля 1832 года. Замечательно, что при этом богослужении сын не выронил ни одной слезы над бездыханным  телом матери!» Деян.20:37-38 – «Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его, скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже  не увидят лица его. И провожали его до корабля». Деян.8:2 – «Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали  великий плач по нем».  Иоан.11:35 – «Иисус прослезился». Деян.9:39 – «Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними». Вопрос 2178: Как можно познавать волю Божию? Наша дочь  понравилась  служащему при церкви молодому человеку. Ему нельзя стать священником, пока он не женится. Его выбор пал на нашу дочь. Его родители против этого брака. Тогда они решили написать два закрытых ответа и положили на святое место в храме, и стали молиться. Мы тоже участвовали  в молитвах.  Выбор остался  такой: замуж не выходить за этого человека. Но она любит его. Воля ли это Божия, чтобы отказаться от всего намеченного? А может она была бы счастлива в этом браке.

Вопрос 2440: 11 т.

Чем вызвано такое «дерзкое» предисловие в 7 томе «…открытым оком» по отношении Вас от Вашего сотрудника о. Нафанаила? Были ли ещё выпады его против Вас? Ответ: О.Нафанаил, как сам о себе свидетельствует в книге «К истинному православию», не знал Евангельского пути и совершенно не был готов к монашеству и к священству. Потом многое он осознал, но всё же больше оставался, быть может, монахом, чем Евангельским христианином. А о чём 7 и 8 тома «…открытым оком»? Это уж я всячески пытаюсь сгладить брошенный мною монахам вызов, а на самом деле это же ревизия шестнадцати столетий монашеству. Он и не мог иначе реагировать. Но я его предисловие ни на одну букву не сократил и не поправил. Хотя видно, что его уже  тогда, перед самым изданием книги, это беспокоило, как же я отнесусь к предисловию. Я же знал, что за эту «пломбу» его будут спрашивать больше, чем меня, что и произошло - даже самые его близкие друзья вопрошали меня: «Да как он мог так сказать?»    Вот часть его: «Видимо, автор предлагаемого труда и ставил перед собой эту высокую и благородную цель – рассудить по Писанию и отделить в Житиях зёрна от плевел. Но результат – предлагаемые ответы – получился весьма разнородным и в последовательности, и доказательности суждений, и по своим нравственным качествам. Положительные стороны: на некоторые важные и интересные вопросы сделана обширная подборка из Житий, приведены ссылки из Библии, иногда встречаются связные рассуждения на эту тему – всё это даёт богатый материал для размышлений и последующих изысканий, а постоянные обличения побуждают трезво посмотреть на сегодняшнее состояние в Церкви. Отрицательные стороны: в ответах имеется большое количество выводов и приговоров, непосредственно не вытекающих из ссылок на жития и Библию – между аргументами и выводом, как правило, отсутствует процесс доказательства, а утверждения следуют скорее из мировоззрения автора, чем из приведённых цитат. Поэтому читатель часто должен или поверить в готовые мысли автора, иногда довольно неумные, или рассуждать сам, на что способны, к сожалению, далеко не все. Ответы часто приправлены «сильными» выражениями, «украшающими» речь, и это скорее провоцирует раздражение, потому что когда спорные выводы начинают расцвечиваться яркими унизительными эпитетами, то читатель, конечно, эмоционально встряхивается, но это отнюдь не способствует серьёзным размышлениям и не побуждает к покаянию. …Поэтому, читая книгу и узнавая факты, сравнивая это со словами Библии, нужно быть крайне осторожным тогда, когда встречаются выводы автора по общим вопросам, когда выносится суд по поводу исторических эпох и явлений в жизни Церкви. Другими словами, читая и Жития святых, и рассуждения Игнатия Тихоновича, нужно внимательно следить, чтобы доброе не перепутать со злым, но всё проверять Писанием, что, конечно же, требует глубокого знания и Писания, и церковной истории… Я отказался от мысли выделить особым шрифтом те места рассуждений И.Т. Лапкина, которые бездоказательны или слабо аргументированны, неприличны или близки к этому, потому что тогда нужно было бы давать пояснения к ним». Иеромонах Нафанаил, март 2004 г. О.Нафанаил «отмочил» ещё круче в отношении меня. Зачем ему это нужно было - мне не дотянуть. Он же знал прекрасно, что мы на прощёное воскресенье ходим в Покровский собор МП, и там подходим под благословение к их епископу и ко всем священникам. Если бы я не признавал их благодатность, то зачем бы я подходил к ним и других к тому приучал? Или он меня считает шутом балаганным и лицемером?